Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

20.07.2015 09:39 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 52 от 17.07.2015 г.

Сороковые, роковые…

Автор: Л. Лискина

Не дошли до нас, как уже упоминалось, первые номера газеты «Знамя», а также военных лет. Но мы бесконечно благодарны всем нашим предшественникам, которые сохранили в редакции подшивки, начиная с 1947-го года. Это настоящее сокровище, откуда можно черпать информацию о том, чем жил район в те годы. Духом того времени веет с пожелтевших, потрепанных по краям газетных страниц.

О чем же рассказывала газета в сороковые годы? Пожалуй, слово «роковые» из известной стихотворной строчки подходит не только к военному времени, но и ко второй половине этого десятилетия. Первая полоса больше похожа на боевой листок и тоже призывает к борьбе – за высокие урожаи, большие надои, увеличение производительности труда, за метры ткани сверх плана. «Все силы – на дальнейший подъем сельского хозяйства в послевоенный период!», «Ни часу промедления с уборкой хлеба!», «Текстильщикам – набирать темпы!».
Была и доска Почета, куда заносились имена передовиков труда, лучшие колхозы и предприятия. По газете видно, что в те годы район был больше сельскохозяйственным, чем промышленным. В горячую пору сева или уборки газета в основном рассказывала о работе хозяйств — в 47-м году в районе было 64 (!) колхоза, сводки давались по всем 17-ти сельсоветам. Много публиковалось критических материалов, причем на страницах газеты особо не церемонились и с руководителями. К примеру, депутат райсовета П. Ратникова (6.02.1947) пожурила как следует председателя сельхозартели им. Артема Сидорова: «Вся работа в предыдущем году проходила беспланово, самотеком, даже члены правления не знали, что и когда они будут делать, потому и урожай собрали плохой. Нельзя председателю колхоза чувствовать себя в чине директора (то есть, не ставь себя выше других – ред.).» Депутат пожелала руководителю свято блюсти устав колхозной жизни. Работники фабрики им. К. Маркса написали: «У наших руководителей, должно быть, душа не болит за честь фабрики, которая работает неудовлетворительно. Им, видно, невдомек посоветоваться с нами, рабочими; глядишь, мы бы что и подсказали». «Гатихинский наблюдатель» (время было такое, ставили и анонимные подписи) рассказывает о председателе Неверковского колхоза «13 лет РККА» М.Я. Гришине (1.08. 1947), который самочинно решил продать общественный покос. Гришин вызвал к себе звеньевую Трофимову и предложил ей купить один луг, оказавшийся по его расчетам «лишним», взамен попросив у нее 16 литров водки. «У меня на столько и денег не хватит», — ответила женщина. «Не беспокойся, я тебя научу, как сделать, — наставлял ее председатель. – Купи луг с кем-нибудь на паях, и все дела». Так и было сделано, 16 литров купили и расплатились за покос. А потом Гришин благополучно устроил коллективную пьянку. В заключение автор пишет: «Теперь надо ждать, что скажет прокурор».
Какой вердикт вынесли правоохранительные органы, мы не знаем, но можно предположить, что довольно жесткий, если провести аналогию с расположенными на этой же странице заметками. В одной под рубрикой «Из зала суда» сообщается, что работница фабрики им. К. Маркса совершила вторичную кражу миткаля – 15 метров и приговорена к 15 годам заключения в исправительно-трудовом лагере с конфискацией имущества. В другом сообщении говорится, что в ржаном поле колхоза «Завет Ленина» был пойман на месте преступления за срезкой колосьев бухгалтер фабрики им. Свердлова и осужден на 8 лет, тоже в ИТЛ и тоже с конфискацией. Читаешь – и мурашки по спине бегут. Эти драконовские меры сталинской поры сломали жизни многих тысяч людей.

141