Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

14.08.2015 11:02 Пятница
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 60 от 14.08.2015 г.

Сквозь огонь и подводный ад

Автор: К. ДЕНИСОВА

11 АВГУСТА в районном историко-краеведческом музее состоялась встреча, посвященная писателю, уроженцу Камешковской земли, фронтовику Ивану Удалову-Митину. Но говорили о нем не только как о писателе. Мало кому известные факты биографии лейтенанта Удалова удивили гостей и заставили еще больше гордиться своим великим земляком.

Дан приказ — идти
в Кронштадт
Писатель не любил рассказывать о войне, свои воспоминания он доверял только бумаге, поэтому в его книгах она предстает в ужасающей детальной простоте. По воспоминаниям Елены Михайловны Удаловой-Митиной, вдовы писателя, муж никогда не говорил о войне и о том, что служил разведчиком. Однажды ночью женщина проснулась от едкого запаха дыма, первой мыслью было «у нас что-то горит». Но в доме, слава Богу, пожара не было. Просто Иван Александрович писал и курил. Курил столько, что за дымом ничего не было видно. «Мы не горим. Я вспоминал вой-
ну», — ответил он ей.
Иван Удалов служил в роте особого назначения. Документы о ней до сих пор остаются засекреченными, хотя прошло уже очень много лет. Несмотря на это, небольшая утечка информации все же произошла, были выставлены наградные листы, собраны воспоминания некоторых солдат, служивших в этой роте. Собрав все документы, проанализировав их, сотрудники Камешковского историко-краеведческого музея проследили боевой путь нашего земляка.
В музейном архиве хранятся детские фотографии Ивана, он родился 9 августа 1920 года. Со старых пожелтевших карточек смотрит совсем юный мальчик – житель деревни Мокеево. На других — уже выпускник Давыдовской школы 1934 года, закончивший семь классов. На остальных фотографиях он – взрослый мужчина, защитник и воин. Все его детство прошло в Камешковском районе. В 1940 году Удалов-Митин был призван в армию и попал в Ленинград. Чуть позже переведен аэродромным связистом под Таллин, где располагался 71-й авиационный полк, там же он узнал о начале Великой Отечественной вой-
ны. Аэродром, где находился Иван, был расположен далеко от границы, и он не сразу подвергся бомбардировкам. Свои воспоминания о том, как именно для него началась война, Удалов-Митин описал в рассказе «В госпитале». Чуть позднее полк, где находился наш земляк, защищал Таллин, но в связи с угрозой захвата города в августе был дан приказ Таллин оставить. Начался трагический переход из Таллина в Кронштадт. Из 20 тысяч ушедших до места назначения на кораблях добралась только половина. Об этом его рассказ «Нервы, нервы».
Кронштадт тоже попал в блокадное кольцо, участвовать в его прорыве Ивану не удалось. Вызвали на медицинскую комиссию. Врачи проверяли долго, заставляли прыгать, внимательно слушали, очень тщательно осматривали рот. Их интересовали зубы, которые у многих бойцов шатались или выпали. У Ивана Удалова с зубами было все в порядке, и это определило его судьбу: Ленинград, специальный разведывательный отряд, рота особого назначения, где ему довелось служить среди 146 таких же избранных, как и он. Приказ о создании роты подписан еще 11 августа 41-го года, и ее начали формировать на острове Голодай (о. Декабристов). Прежнее название острова – Holiday (с англ. — праздник). Но в годы войны ни о каком празднике не могла идти речь. Каламбур, связанный с созвучием этих слов и кардинальной разницей смыслов, ужасал: остров Голодай оправдывал свое новое название.
Морской спецназ
- гроза фашистов
Рота особого назначения выполняла разведывательные работы, исследовала фарватеры, обезвреживала мины, разоблачала диверсии и в общей сложности провела более 200 военных операций. По оценкам специалистов, некоторые из них уникальны. Разведчики узнали, что под Петергофом строилась пристань. Объект строго охранялся, и сорвать планы немцев могла только диверсия подводников. Осенью 1942 года была проведена операция «Бурлаки», наши разведчики на своих руках пронесли под водой на глубине восьми метров 300-килограммовые мины, чтобы укрепить их внизу под пирсом. Прикрепив взрыватели, они также тихо ушли. Чуть позже в стане врага прогремели два страшных взрыва, наши остались без потерь.
Одна из рассекреченных только в 1970 году операций связана с радиоуправляемыми катерами, которые были новым открытием немцев и успешно прошли испытания в Средиземном море. Конечно, вскоре их ждали и в Финском заливе. Немцам удалось спрятать 4 катера в Стрельнинском канале, разведчики их нашли, техника и наблюдательные пункты были взорваны. Также в ходе этой операции нашим разведчикам пришлось впервые столкнуться с итальянскими диверсантами. Главной задачей Удалова и еще троих матросов было удерживать врага, если он вдруг направится за подмогой. «Преодолеть 7 километров в водолазном костюме не так уж сложно», — писал он многими годами позже в своем рассказе «Катера уничтожить!». За успешно выполненное задание солдат наградили правительственными наградами, Удалов-Митин получил медаль «За отвагу».
Также одна из значительных операций, в которых участвовал Удалов-Митин, прошла в 1944 году. Несколько лет назад операторы и документалисты телеканала «Звезда» сняли многосерийный фильм «Зафронтовые разведчики» — про роту особого назначения, в которой служил наш И. Удалов-Митин. В одной из серий рассказывается о затоплении немецкой подлодки и о нашем земляке, входившем в число основных участников этой операции.
Когда советский морской охотник потопил вражескую подлодку, успевшую причинить значительный урон нашей технике, подводникам пришлось обследовать ее. Оказалось, что два люка в разбитой субмарине наглухо задраены. В это время финская авиация не прекращала обстреливать место затопления лодки глубинными бомбами — враги хотели добить свой же корабль. Когда подлодка пошла ко дну, на поверхности воды оказались несколько членов команды, в том числе командир капитан-лейтенант Вернер Шмидт. Но ни один из плененных немцев не мог рассказать на допросах, что таится под толщей воды, и, в конце концов, командир сдался. Наши подводники спускались к лодке несколько раз, но безуспешно. В своем рассказе «На предельной глубине» И.А. Удалов-Митин восстановил по памяти свое погружение: «На этот раз я спускался первым. <…> Овальные двери в смежные отсеки оказались плотно задраенными. Что было за ними? Документы, торпеды, да еще тридцать с лишним задохнувшихся фрицев. Сверху просигналили: «Подъем!»
Чуть позже в отсеках обнаружили и извлекли секретные коды, шифры, судовые документы, секретное оружие — торпеды неизвестного ранее типа и некоторую техническую документацию к ним. Из нее стало ясно, что это самонаводящиеся акустические торпеды «Т-5», разработанные нацистскими учеными и конструкторами в рамках секретного проекта «Королевское заграждение».
Также сотрудники музея зачитали воспоминания Удалова-Митина про освобождение острова Рухно: «В ледяной воде плавали раненые немцы, никто их не подбирал.<…> Немцы расплачивались своей же кровью за то, что посеяли сами. И все-таки было жаль смотреть на этих плавающих в штормовом заливе заживо обреченных людей. Тоска подступала к сердцу. Видно уж такое оно, русское сердце – незлобное, доброе от природы».
В 1945-м рота особого назначения была расформирована. Капитан в последний раз собрал бойцов и поблагодарил их за службу. В 1947 году Иван Александрович в звании лейтенанта был демобилизован, в мирной жизни он стал писателем.
Мы помним
Особым гостем на встрече стал человек, знавший нашего земляка лично — член Владимирского отделения Союза писателей России Н.Д. Лалакин. Он представил свои воспоминания об Удалове-Митине, показал книги, в которых можно о нем прочитать, а также поблагодарил сотрудников музея за помощь. В заключение мероприятия выступила директор историко-краеведческого музея С.Б. Кудряшова. Она напомнила гостям о том, что за уникальные операции, в которых участвовал Удалов-Митин с сослуживцами, никто из моряков почему-то не был награжден. Поэтому сотрудники музея решили написать письмо президенту России Владимиру Путину с просьбой о пересмотре наградных листов нашего земляка, так как такие полномочия имеет только президент.
Конечно, в те времена воевали не за награды и почести, но теперь для его потомков святой долг напомнить о том, какой вклад внес в победу лейтенант Удалов и его товарищи, ведь их подвиг должен быть обязательно отмечен. Также Светлана Борисовна поблагодарила семью Удалова-Митина, предоставившую вещи писателя для музея. Теперь сотрудники гордятся небольшой экспозицией, посвященной земляку, и рекомендуют почитать его книги. Они действительно заставляют погрузиться в ту атмосферу, в которой приходилось жить и воевать с врагом советским людям.

411