Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

18.02.2022 09:32 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Генерал Уваров и камешковские Безобразовы

Автор: Н. ФРОЛОВ

Федор Петрович Уваров. Портрет Джорджа Доу в военной галерее Зимнего дворца

Историю любого уголка нашего края, как, впрочем, и любого иного, пожалуй, никогда нельзя назвать всеобъемлющей и законченной, так как всегда возможно отыскать новые, ранее неизвестные интересные факты, позволяющие по-новому взглянуть на прошлое, установить причастность к местным реалиям известных лиц, о связи которых с нашими земляками ранее мы не знали. Наглядный тому пример — многолетнее близкое знакомство героя Отечественной войны генерала Федора Петровича Уварова с семейством Безобразовых из села Патакино нынешнего Камешковского района.

Федор Уваров получил известность, прежде всего, фланговым рейдом возглавляемого им кавалерийского корпуса во время Бородинского сражения. Тогда Уваров вместе с казаками атамана Платова обошел позиции левого фланга Великой армии императора французов Наполеона Бонапарта. Русская кавалерия заставила отступить несколько полков врага, и, хотя потом под давлением превосходящих войск опомнившегося врага в свой черед ретировалась, лишила Наполеона уверенности в незыблемости своих тылов. Рейд Уварова и Платова задержал наступление французов, дав драгоценную передышку русской армии. Кроме того, Наполеон так и не решился ввести в сражение свою гвардию. Однако и до 1812 года Уваров уже неоднократно воевал со шведами, поляками и теми же французами — в тяжелом для русских Аустерлицком сражении в 1805 году, а потом в составе героического арьергарда князя Петра Багратиона, о котором мастерски написал Лев Толстой в первом томе «Войны и мира». В сражении под Смоленском в 1812 году Уваров во время кавалерийской атаки французского корпуса маршала Даву был тяжело ранен и в бессознательном состоянии вынесен солдатами с поля боя. Портрет генерала от кавалерии Федора Петровича Уварова, дважды георгиевского кавалера, награжденного высшими орденами Российской империи св. Александра Невского и св. Андрея Первозванного, по праву занимает почетное место в Военной галерее Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Уваров был одним из ближайших сподвижников императора Александра I и занимал не имевший аналогов пост старшего генерал-адъютанта, фактически являясь самым доверенным лицом и другом царя.

Однако о дружеских связях генерала Уварова с камешковскими Безобразовыми вплоть до недавнего времени было практически ничего неизвестно. Но в процессе изучения истории семейства Авдулиных, владевшего во Владимирской губернии несколькими имениями во Владимирском и Ковровском уездах, в том числе сельцом Гавриловым нынешнего Камешковского района, удалось найти запись в метрической книге Казанского собора Санкт-Петербурга, в которой значится, что 17 июля 1814 года генерал Федор Петрович Уваров и жена действительного статского советника Любовь Ивановна Безобразова стали восприемниками дочери генерала Алексея Николаевича Авдулина Ольги. Этот уникальный для нас документ хранится в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. А потом удалось найти и другие свидетельства прошлого...

А.Н. Авдулин был сыном помещика сельца Гаврилово и племянником помещика села Мостцы нынешнего Камешковского района. Он служил в Кавалергардском полку, а его младший брат Александр Авдулин, герой сражения при Прейсиш-Эйлау с армией Наполеона в 1807 году, в 1812-м возглавлял ковровскую уездную полицию и вместе с ковровским уездным предводителем Сергеем Алексеевичем Безобразовым из сельца Кижаны активно участвовал в формировании одного из полков Владимирского ополчения. Любовь Безобразова, урожденная Бухвостова, была супругой владельца патакинской усадьбы Дмитрия Алексеевича Безобразова, брата Сергея, который в разное время занимал должности смоленского и калужского вице-губернатора, а также ковровского уездного предводителя дворянства.

То, что Безобразовы, которым принадлежало почти полтора десятка селений в пределах современного Камешковского района, и их соседи по имениям Авдулины дружили между собой, сомневаться не приходится. Но их дружба с Уваровым была не столь очевидна.

Между тем, как оказалось, Федор Петрович Уваров был давним сослуживцем и хорошим знакомцем генерал-лейтенанта Николая Алексеевича Безобразова — еще одним братом Сергея и Дмитрия Безобразовых. Они оба участвовали в войне со Швецией 1788-1790 гг., оба служили в кавалерии, командуя драгунскими полками, и сделали карьеру в краткое и бурное царствование императора Павла I. Сослуживцем Уварова был полковник Нарвского пехотного полка Дмитрий Петрович Кузьмин-Караваев, женатый на Варваре Алексеевне Безобразовой, родной сестре Николая, Сергея и Дмитрия Алексеевичей Безобразовых. Уваров и Кузьмин-Караваев вместе сражались с мятежными поляками в 1794 году, причем последний погиб в бою.

Безобразовы входили в высший свет, в частности, поддерживали дружеские отношения с князем Николаем Ивановичем Салтыковым, бывшим воспитателем Александра I, который во время отсутствия царя фактически управлял Россией. К тому же Безобразовы по семейной традиции начинали службу в Конной гвардии, где служил и Уваров. Причем, как оказалось, самый младший из братьев Безобразовых корнет Петр Алексеевич, позже занявший должность адъютанта коменданта Петропавловской крепости С.К. Вязьмитинова — будущего военного министра, служил как раз под началом Ф.П. Уварова. Под командованием Уварова в Кавалергардском полку в 1804 году начал службу и будущий генерал от кавалерии граф Степан Федорович Апраксин, сын Елизаветы Алексеевны Безобразовой, по мужу графини Апраксиной, еще одной сестры упоминаемых выше братьев Безобразовых.

Так что близкое знакомство Безобразовых и генерала Уварова неудивительно. К тому же Федор Петрович являлся уроженцем Веневского уезда Тульской губернии, а там у Безобразовых тоже было имение, причем мать братьев Безобразовых Марфа Яковлевна Безобразова, урожденная Засецкая, даже постоянно проживала в Туле, где и скончалась в 1818 году. Очевидно, она хорошо знала отца генерала отставного бригадира Петра Ильича Уварова, который был ее ровесником.

Что же касается генерала Алексея Авдулина, соседа Безобразовых по имению, то Уваров был его однополчанином по Кавалергардскому полку.

Патакинские Безобразовы находились в родстве со многими аристократическими родами, в том числе графами Толстыми и графами Апраксиными, князьями Долгорукими и князьями Хилковыми, Пушкиными, Демидовыми, Вердеревскими, Пожарскими, Прокудиными-Горскими и Кузьмиными-Караваевыми. Неудивительно, что круг их светских друзей был еще более велик, в числе которых оказался генерал-адъютант и генерал от кавалерии Федор Петрович Уваров. Он встречался с Безобразовыми в Москве и в Петербурге и во время редких отпусков гостил у них в усадьбе на Клязьме, где порой давались настоящие балы.Человек общительный и веселый, генерал Уваров любил устраивать приемы у себя и с удовольствием посещал вечера и балы в домах своих друзей. Он был всегда в центре внимания любого общества, где его называли "баловнем счастья". Федор Петрович любил рассказывать о своих военных подвигах и, вероятно, делился воспоминаниями о былых боях и походах и на берегу Клязьмы. Причем Уваров очень любил делать это на французском языке, хотя по-французски, по общему мнению, говорил неважно и даже плохо. Однажды Уваров и другой герой 1812 года генерал граф Михаил Милорадович, тоже известный плохим знанием французского, о чем-то горячо разговаривали. Александр I спросил графа Александра Ланжерона (француза родом), о чем они беседуют. «Извините, государь, — ответил Ланжерон, — я их не понимаю, они говорят по-французски». Хотя, возможно, во владимирской глубинке в ту пору и в "благородном" обществе мало кто мог блеснуть чистым парижским произношением.

23