Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

14.05.2021 08:40 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«С села Усолья… городовое дело делать»

Автор: Н. ФРОЛОВ

Владимирская деревянная крепость. Реконструкция Сергея Васильевича Ермолина

Город Владимир на Клязьме когда-то являлся столицей Руси и имел мощные укрепления, зримым напоминанием о которых до сих пор являются знаменитые на весь мир Золотые ворота.

Однако если эта мощная воротная башня была сооружена из камня, то остальные башни и стены владимирской крепости строились из дерева, благо лесов вокруг имелось предостаточно. Однако при пожарах и после вражеских нашествий деревянные постройки неизбежно сгорали и их приходилось сооружать заново. В последний раз деревянную владимирскую крепость отстроили в 1670-1674 гг., причем, как оказалось, в этой эпопее активное участие принимали крестьяне села Усолья нынешнего Камешковского района.

В 1667 году во Владимир была прислана грамота из Пушкарского приказа -ведомства, отвечавшего за фортификационные работы, в которой от имени царя Алексея Михайловича Романова содержалось требование к владимирскому воеводе государеву стольнику Андрею Алексеевичу Вельяминову организовать строительство новой деревянной крепости во Владимире, так как старые укрепления не ремонтировались чуть ли не со времени Великой Смуты начала XVII столетия. Эти работы предлагалось провести силами монастырских крестьян, в частности вотчины Суздальского Покровского монастыря села Усолья с деревнями: «велено Володимерского уезду Покровского девича монастыря, что в Суздале, с вотчины Талецкие волости с села Усолья с деревнями, что была слободка соловарная… городовое дело делать».

В царской грамоте содержался подробный перечень материалов -дубовых и сосновых бревен, из которых следовало строить новую владимирскую крепость: «велено город Владимир делать одним городом; бревна дубовые; 50 бревен по полутретьи сажени…, 20 бревен двух сажен…, 30 бревен по сажени с локтем…, 13 бревен пяти сажен; 150 бревен четырех сажен, 250 бревен трех сажен с локтем; 100 бревен трех сажен; 59 бревен полутретьи сажени; 100 бревен сажен; 100 бревен по сажени с локтем». Сажень и локоть -средневековые русские меры длины. Одна сажень равнялась 2 метрам 16 сантиметров, а локоть -45 см. Кроме того, требовалось «75 тесниц (тесаных досок) трех сажен; 386 тесниц двух сажен с локтем; 150 гвоздей прибойных; 316 гвоздей двоетесных».

Всю эту массу бревен и досок, а также гвозди требовалось изготовить крестьянам из монастырского села Усолья и окрестных деревень. Однако мужики там были зажиточные и надрываться на столь тяжелой работе, пусть и по государеву указу, им вовсе не улыбалось. И тогда усольский староста Конон Тимофеев вместе с «лучшими» (то есть наиболее состоятельными) крестьянами села Усолье Кондратием Ивановым, Потапом Ивановым (скорее всего, это были родные братья) и Василием Артемьевым собрали сельский сход, на котором решили заготовкой стройматериалов для владимирской крепости не заниматься. Но так как царскую волю проигнорировать не представлялось возможным, то усольцы придумали нанять подрядчиков, заплатив им за потребное количество бревен, досок и гвоздей. Очевидно, для жителей Усолья XVII столетия поговорка «время – деньги» была более чем актуальна.

Подрядчиками стали владимирский посадский человек Никита Емельянович Мухин и сторож владимирского Спасо-Золотовороцкого монастыря Иван Никифоров. 26 июля 1671 года усольцы заключили с ними договор подряда, дабы подрядчики выполняли «Володимерское городовое дело, башенное или огороденное, или тайничное, и земляную какую починку». Мухин и Никифоров должны были «лес, бревна дубовые и сосновые и тес, и драницы, и гвозди прибойные и двоетесные по выписи, как дана из приказной избы, весь сполна приготовить… и городовой запас ставить у дела». Договор оформил владимирский площадной подьячий некто Керко Иванов.

За эту работу усольские крестьяне заплатили подрядчикам аванс 69 рублей 25 алтын (75 копеек) -деньги по тем временам немалые. После окончания работ полагалось выплатить и остальную сумму в 84 рубля 28 алтын (84 копейки). В случае несвоевременной оплаты подрядчикам после выполнения работы усольцы обязывались выплатить неустойку в размере 319 с половиной рублей -сумму для них почти фантастическую.

Срок окончания работ был установлен 8 сентября 1671 года -на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Насколько известно, подрядчики усольцев не подвели, и все необходимые стройматериалы заготовили сполна. А потом последовал новый царский указ: собрать плотников с топорами и пилами во Владимир для городового дела чинить обветшавшие стены и башни.

Новая деревянная крепость во Владимире была отстроена к 1674 году уже при преемнике А. А. Воронцова-Вельяминова, следующем владимирском воеводе князе Тимофее Ивановиче Шаховском. По периметру валов были установлены 14 деревянных башен, соединенных деревянными стенами. У моста, который соединял владимирский Кремль (территорию от Успенского до Дмитриевского собора) с Новым городом, стояла проездная Торговая башня с часами-курантами. Против Успенского Княгинина монастыря встала глухая Средняя башня, а за ней такая же Наугольная башня. На северной стороне городовых укреплений находилась проходная Фроловская башня и глухая Пороховая башня. У Ивановского моста, что соединял Кремль с Ветшаным городом, стояла проездная Ивановская башня. С юго-востока стояла еще одна глухая Наугольная башня. Южная сторона укреплений имела 6 башен, из числа которых одна Тайницкая имела потайной ход, а еще одна Наугольная была «о двух верхах», то есть двойная.

В 1676 году уже другой владимирский воевода Федор Григорьевич Орлов рапортовал в Москву: «…город Володимер деревянной рубленой от Московской да от Нижегородской сторон на деланных осыпях, от реки Клязьмы и от реки Лыбеди на самородных осыпях, земляная приделка. Две башни проезжих, две проходных, десять башен глухих».

Получить наглядное представление о том, как именно выглядела владимирская крепость, построенная в первой половине 1670-х гг., можно, благодаря рисованной карте города Владимира 1715 года. Там хорошо видно, что деревянные стены по периметру делились на прясла и имели сверху нависающий настил для расположения воинов. Считается, что длина прясл составляла от 7 до 10 метров. Крепостные башни были островерхими. Они имели боевую площадку с парапетов и два ряда бойниц для «огненного боя». Выглядела эта крепость достаточно внушительно, и можно лишь пожалеть, что она не сохранилась до наших дней.

Кстати, владимирская крепость 1670-х гг. оказалась последней по времени. Более ее уже не восстанавливали. Окончательно стены и башни владимирской крепости, за исключением Золотых ворот, разобрали в 1750 году.

То обстоятельство, что жители села Усолья и прилегающих к нему деревень имели к строительству владимирской крепости самое непосредственное отношение, интересно само по себе. Кроме того, это наглядное свидетельство завидной состоятельности усольцев (сейчас это бы назвали высоким экономическим потенциалом) три с половиной века назад.

39