Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

30.04.2021 09:14 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Военный городок» на окраине Камешкова

Автор: Н. ФРОЛОВ

Квартирьеры размечают крестьянские дома под постой

Летом 1863 года территория нынешнего города Камешково неожиданно превратилась в военный лагерь.

В деревнях Пропастищи и Григорово, что ныне вошли в камешковскую городскую черту под названиями улиц Победы и 1 Мая, а также в соседних селениях — несуществующей ныне деревне Коромыслово (теперь в черте Волковойно), в деревнях Берково и Остров вдруг появилось множество бравых солдат и офицеров. Туда после длительного марша из Пензенской губернии прибыл на постой Углицкий пехотный полк. Часть угличцев, включая полковой штаб во главе с героем обороны Севастополя полковником Михаилом Герасимовичем Поповым восемнадцатым (в царской армии офицеры, имевшие одинаковые фамилии, различались по официально присвоенным номерам), разместилась в Коврове. А вот один из батальонов оказался в нынешнем Камешковском районе (тогда Ковровском уезде), причем в деревне Пропастищи обосновался батальонный штаб. И на несколько месяцев сегодняшние камешковские пределы превратились в сплошной военный городок…

Углицкий пехотный полк по праву считался одним из заслуженных полков императорской армии со славными боевыми традициями. Он был сформирован в 1708 году по воле царя Петра Великого, свое боевое крещение прошел в знаменитой Полтавской битве, где была наголову разгромлена армия шведского короля Карла XII. А потом Углицкий полк участвовал в войнах с Пруссией, Турцией и Персией, в Швейцарском походе Суворова, в сражении при Фридланде с французской армией Наполеона Бонапарта, в Отечественной войне 1812 года (в том числе в Бородинском сражении), отличился в Крымской войне при обороне Севастополя.

Помимо участия в боевых действиях, еще одной важной «специализацией» угличцев стало дорожное строительство. Еще в 1824 году по повелению императора Александра I солдат Углицкого пехотного полка привлекли к строительству нового шоссе Москва – Санкт-Петербург. И на этом дорожном фронте они оставались почти четыре года.

С 1833 года уже по распоряжению императора Николая I Углицкий полк, имевший богатый опыт строительства шоссейной дороги, направили на строительство шоссе Москва — Нижний Новгород. Находясь во Владимирской губернии, в октябре 1834 года полк принял участие в торжестве во Владимире в присутствии самого царя. В общей сложности с перерывами угличцы трудились на строительстве Пекинки вплоть до 1841 года. Кроме того, они поучаствовали и в строительстве шоссе из Москвы в Тулу. В основном солдаты использовались для тяжелых земляных работ. Сегодня трудно представить, что многочисленные насыпи и выемки на линии федеральной трассы М7 «Волга» в пределах столичного, владимирского и нижегородского регионов в своей основе устроены служивыми вручную при помощи лопат и тачек, без какой-либо тяжелой техники. Это был, поистине, титанический и крайне изнурительный труд.

В июле 1863 году Углицкий полк прибыл во Владимирскую губернию в очередной раз, однако тогда о каком-либо трудовом фронте речь не шла. Угличцы следовали из Пензенской губернии в Москву, и командование решило устроить для них летние полевые лагеря в Ковровском уезде, который находился как раз на пути в первопрестольную.

Даже для уездного города Коврова, где в то время проживало лишь около двух с половиной тысяч человек, приход сразу трех батальонов (всего более 1000 человек) стал большим событием. Часть угличцев разместили в Заречной слободке на левом низменном берегу Клязьмы, а часть — рядом с ней в палатках, благо, время было летнее и жаркое. Предполагалось, что из Коврова полк двинется по старому владимирскому тракту через село Эдемское, поэтому для одного из батальонов Улицкого полка и выбрали деревню Пропастищи, стоявшую на этой дороге. Однако в самих Пропастищах тогда имелось всего лишь 17 крестьянских дворов, в которых жительствовали 177 человек местных жителей. В среднем приходилось более десятка человек на каждый двор — крестьянские семьи тогда были большими. Поэтому для постоя почти четырехсот служивых, не говоря уже о господах офицерах, места в деревне просто не было. Поэтому в избах поместили лишь штаб, лазарет и состоявших при них нижних чинов, а также одну роту, солдаты и унтер-офицеры которой по большей части квартировали по конюшням, сараям и сеновалам. Остальные роты находились в Беркове, Острове, Коромыслове и даже, кажется, в селе Эдемском.

Офицеры по большей части гостили в окрестных господских усадьбах, в том числе в селах Горки и Патакино, приезжая к своей части поутру и уезжая вечером или даже к обеду, хотя для них на окраине Пропастищ был устроен вполне комфортабельный палаточный городок. Имелась даже большая палатка в качестве столовой и одновременно офицерского собрания — своего рода клуба для «их благородий».

Прибытие Углицкого полка в Ковровский уезд значительно оживило местную торговлю. За полком обычно следовали торговцы-маркитанты, да и на местных базарах появление почти полутора тысяч дополнительных покупателей создавало почти что ажиотаж. В свободное от учений и занятий по службе время солдаты помогали крестьянам колоть дрова, чинить хозяйственные постройки, с удовольствием коротали время среди крестьянок на посиделках, которые тогда заменяли культурные мероприятия, включая танцы. В ту пору служивые любили и умели петь, и песенников-угличцев предки камешковцев слушали с удовольствием.

Стоянка батальона Углицкого полка в пределах нынешнего Камешковского района прошла без происшествий. А вот в Коврове без ЧП не обошлось. 6 августа в жаркий день полковой кузнец (была в то время и такая должность) 32-летний Федор Михайлович Лукашевский пошел купаться на Клязьму и утонул. То ли ногу судорогой свело, то ли еще что случилось. Тело утопленника его сослуживцы выловили в реке и похоронили на ковровском Ивано-Воиновском кладбище. И надо же было такому случиться, что четыре дня спустя 10 августа 19-летний новобранец Яков Николаевич Синдин тоже отправился купаться на реку и тоже утонул в водах Клязьмы. И на ковровском кладбище появилась еще одна могила, напоминающая о пребывании Углицкого полка.

9 сентября 1863 года Углицкий полк покинул Ковровский уезд и пешим порядком отправился в Москву. 15 сентября он уже вступил в первопрестольную, где оставался целый год для несения городских караулов. А в Ковровском уезде и, в том числе в камешковских селениях, еще долго вспоминали лето, проведенное вместе бравыми угличцами.

67