Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

20.11.2020 09:23 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

День рождения седьмой буквы русского алфавита

Автор: Н. ФРОЛОВ

Далеко не все знают, что 18 ноября отмечает свой день рождения... буква «ё»!

Причем ее появление на свет было, хотя и косвенно, связано с Владимирской губернией. Дело в том, что впервые ввести новую букву вместо употреблявшегося в печати в XVIII столетии в России громоздкого сочетания «іо» предложила княгиня Екатерина Романовна Дашкова, урожденная графиня Воронцова — дочь первого владимирского наместника и генерал-губернатора графа Романа Илларионовича Воронцова, основателя многих городов в нашем крае, включая Ковров, Судогду, Вязники, Меленки, Киржач, Покров и Александров. Впервые о букве «ё» заговорили 18 ноября 1783 года на заседании Российской Академии Наук, директором которой княгиня была назначена указом императрицы Екатерины II.

При обсуждении проекта полного толкового славяно-российского словаря, впоследствии знаменитого 6-томного «Словаря Академии Российской», Екатерина Романовна предложила участникам собрания написать слово... ёлка! Почтенные академики, среди которых присутствовали классики отечественной литературы Гавриил Державин, Денис Фонвизин и Яков Княжнин (один из крупнейших русских драматургов той поры), а также ученик великого Михаила Ломоносова Иван Лепехин (путешественник, естествоиспытатель и лексикограф, оставивший интереснейший отзыв о посещении города Владимира в 1768 году), оказались в затруднении. Написание «іолка», что называется, резало глаз. Именно тогда Дашкова порекомендовала для соответствующего сочетания звуков ввести новую букву, позаимствовав для ее обозначения одну из букв французского алфавита. (Правда, во французском языке «ё» имело совсем иное прочтение, нежели в русском).

Выслушав доводы княгини, академики единодушно решили, что резон в таком предложении есть и попросили подробно рассмотреть новацию члена Академии Наук митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Гавриила (Петрова). Владыка был не чужд сочинительства и считался знатоком не только церковной, но и светской литературы. Митрополит Гавриил в силу большой занятости (он фактически был первоиерархом, председательствовал в Священном Синоде и обычно возглавлял все придворные церковные службы) сумел подготовить отзыв о букве «ё» лишь одиннадцать месяцев спустя. Ровно через год, 18 ноября 1784 года на очередном собрании академиков в присутствии княгини Дашковой Его Высокопреосвященство заявил, что считает предложение Екатерины Романовны правильным и полезным. Этот положительный отзыв митрополита-академика тут же был единогласно утвержден, и таким образом 236 лет назад буква «ё» получила официальное признание.

Однако на практике употребление новой буквы шло поначалу туго, так как привычки к ней у россиян не было. Академики первыми давали пример согражданам, употребляя «ё» в своей переписке. Особенно в этом старался Гавриил Державин, кстати, занимавший одно время видный пост министра юстиции. Но самым известным пропагандистом детища дочери владимирского наместника стал знаменитый историк и литератор Николай Карамзин. Его стараниями, начиная с 1790-х годов, буква «ё» стала употребляться повсеместно, и с 1795 года уже использовалась в печатных книгах. Ко времени кончины княгини Е. Р. Дашковой в 1810 году ее «крестница» получила всероссийское и международное признание.

В дальнейшем букву «ё» то употребляли в печати и на письме в обязательном порядке, то лишь ограничивались рекомендациями по ее использованию. Среди наиболее ярых сторонников «буквы Дашковой» были столь различные между собой люди, как граф Лев Толстой, генсек Иосиф Сталин (при нем газета «Правда» — тогдашний официоз СССР — печаталась с непременными «ё» даже в заголовках, не говоря уже про тексты заметок) и главный диссидент Советского Союза Александр Солженицын.

В 2005 году на родине Карамзина в Ульяновске установили гранитный памятник букве «ё» — единственный в России. Долгое время считалось, что именно Николай Михайлович придумал эту букву, пока историки не разобрались с авторством Е. Дашковой. Теперь памятник седьмой букве русского алфавита является одной из достопримечательностей и своего рода «визитной карточкой» бывшего Симбирска. Жаль, что на владимирской земле, которая непосредственно связана с личностью «родительницы» «ё», до устройства такого незамысловатого, но оригинального памятника попросту не додумались.

42