Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

02.12.2019 09:54 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Адам Олсуфьев - владелец Сергеихи

Автор: Н. ФРОЛОВ

Деревня Сергеиха, ныне являющаяся центром сельского муниципального образования Камешковского района, в прошлом более всего известна своей ткацкой фабрикой и построившими ее фабрикантами Швецовыми, выходцами из местных крестьян.

Основателем этой предпринимательской династии стал занимавшийся портновским промыслом Дмитрий Васильевич Швецов, умерший в 1863 году и сколотивший первоначальный капитал, благодаря которому его дети и внуки перешли в купеческое сословие и приумножили семейное дело. Однако хроника Швецовых и основанного им предприятия относится к XIX — XX векам. А вот история данного населенного пункта в предшествующие столетия известна менее. Между тем, она прослеживается еще с XVII столетия, когда сельцо, тогда еще под названием Сергеищево, являлось владением сразу трех вотчинников. В 1670-е годы оно принадлежало Ивану Загряжскому, Михаилу Языкову и Фоме Брянцеву.

А вот во второй половине XVIII века Сергеиха, с 1778 года вошедшая в Суздальский уезд, была имением известного государственного деятеля, любителя литературы, покровителя оперы и театров, сенатора, действительного тайного советника Адама Васильевича Олсуфьева. Самый знаменитый из сергеихинских помещиков родился в 1721 году. Отец его состоял при дворе Петра Великого в высоком чине обер-гофмейстера. Государь стал крестным сына, который по воле венценосного крестного получил не употреблявшееся прежде в России имя Адам.

Адам Олсуфьев (в семье его также называли Василием) получил образование в Шляхетском кадетском корпусе — единственном тогда учебном заведении, готовившем офицеров для российской армии, зарекомендовав себя способным и талантливым учеником. Причем особенные успехи проявил в изучении иностранных языков. В 1735 году во время очередной войны с Турцией 14-летний Олсуфьев был произведен в поручики и назначен состоять при фельдмаршале Минихе для ведения его иностранной переписки.

После заключения мира поручик Олсуфьев перешел на службу в Иностранную коллегию (тогдашний аналог МИДа) и был назначен секретарем русского посольства в Копенгагене. В столице Дании он прожил несколько лет и даже успел жениться на датчанке, которая, впрочем, вскоре умерла. После этого молодой дипломат добился перевода в Петербург, где женился на Марии Салтыковой и стал доверенным сотрудником канцлера А.П. Бестужева. Брат Марии Олсуфьевой камергер великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III) Сергей Васильевич Салтыков в ту пору входил в ближайшее окружение великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II (современники называли Салтыкова настоящим отцом ее сына Павла I). Через своего шурина Адам Олсуфьев познакомился с Екатериной и стал у нее своим человеком, благодаря веселому характеру, остроумию и разностороннему образованию. В 1756 году Олсуфьев получил равный генеральскому чин действительного статского советника и вскоре стал членом Иностранной коллегии, а затем — личным секретарем императрицы Елизаветы Петровны.

В новом качестве Олсуфьев приобрел настолько большое влияние на государыню, что она поручила ему ведать своими личными доходами, в том числе золотыми и серебряными приисками в Сибири. Через Олсуфьева проходили огромные суммы, но он никогда не пользовался этим для личного обогащения. В награду Адам Васильевич получил чин тайного советника и орден св. Александра Невского. После смерти Елизаветы он остался в силе и при новом императоре Петре III. Французский дипломат Фавье так писал об Олсуфьеве той поры: «У него веселый нрав, приятный и весьма тонкий ум, вид открытый, общительный; его легко можно принять за человека, любящего удовольствия, так как он действительно любит обеды, общество, музыку (которую знает в совершенстве), театр и все, что к нему относится, но еще более он деловой человек… Он так искусен, так образован и даже столь необходим, кроме того, в нем так много очаровывающей любезности и качеств для общества и увеселений, что он, по всей вероятности, найдет способ нравиться их высочествам».

Когда полгода спустя Екатерина II свергла своего супруга и стала царствовать самостоятельно, Адам Васильевич возглавил святое святых — частную канцелярию императрицы в качестве ее статс-секретаря. В 1763 году государыня назначила Олсуфьева сенатором. В Сенате он, в частности, занимался подготовкой торгового договора с Англией, причем английский посол в Петербурге писал в Лондон, что «считает Олсуфьева по способностям и образованию выше всех русских, с которыми он имел дело».

Выполняя различные ответственные поручения, Адам Васильевич в 1782 году возглавил созданный Екатериной II Комитет для урегулирования административной и финансовой стороны театрального управления в качестве его председателя. Этому способствовала его репутация театрала. Кроме любви к театру, Олсуфьев коллекционировал русские портреты и занимался литературными переводами. Он скончался в 1784 году в 63-летнем возрасте.

Его дети и внуки занимали высокие посты, причем внук Василий Дмитриевич Олсуфьев при коронации императора Александра II получил графский титул.

Впрочем, Олсуфьев, хотя и самый известный, но далеко не единственный примечательный владелец Сергеихи. В XIX веке среди них были, например, семейства Башариновых и Ртищевых, представители которых занимали посты суздальских уездных предводителей дворянства. Но это уже тема для отдельного рассказа.

140