Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

07.11.2014 16:05 Пятница
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 81 от 07.11.2014 г.

Когда б не руки докторов…

Автор: Л. Лискина

Это было в середине 90-х годов. Мы с сыном сидели на топчане в детской консультации и ждали приема возле кабинета заведующего детским отделением Б.П. Исаева. Детей разных возрастов – совсем малышей, сопровождаемых родителями, и уже старшеклассников – в коридоре было много. До этого нам не приходилось обращаться к Борису Петровичу, я знала его чисто внешне, и не более того. И всегда задавалась вопросом: чем он, такой неулыбчивый и, на первый взгляд, даже угрюмый человек, покорил большинство камешковских мам, которые с больными детьми стремятся попасть только к нему? 

И во время этого приема, и в последующее время я поняла, в чем дело. Система талонов очередей к нему не снижала – он все равно принимал всех, кто к нему обращался. Доктор сразу же вызывал доверие своей скрупулезностью и пунктуальностью при осмотре ребенка и его дальнейшем лечении. Задавал множество вопросов, порой неожиданных, и не только о здоровье, но и об условиях жизни, чтобы понять, что происходит с маленьким пациентом. Никогда не раздражался, если какая-то из мам начинала вести себя не-
адекватно – просто спокойно продолжал свою работу. Рекомендации мы всегда получали в письменном виде – врач правильно предполагал, что в самый ответственный момент мама может многое забыть, а руководство к действиям – вот оно, на бумаге. Родителей он превращал в своих союзников – после определенного срока лечения ребенка перед врачом надо было отчитаться об изменениях в состоянии малыша и ответить на заранее обозначенные вопросы. Он как бы направлял взрослых — следи за своим чадом внимательнее, проводи с ним побольше времени, дари ему свою ласку и заботу. Только вместе мы сможем ему помочь… (Это было очень актуально в тяжелые 90-е, когда многие потеряли рабочие места и, чтобы прокормить свои семьи, ударились в бизнес, который отнимал у них практически все время).
И его беспрекословно слушались. Не только я – большинство тех, кто обращался за помощью к Б.П. Исаеву, сохранили его выписки. Некоторые бабушки, лечившие у Исаева своих детей, сообщают ему, что успешно пользуются этими исписанными аккуратным почерком листочками и при лечении внуков. А сколько приходилось слышать: «Если б не Борис Петрович…»
Путь к такому признанию начинался еще в школе. Интерес к медицине у Бориса Исаева стремительно развивался в старших классах (учился он в школе № 1). Но решил сначала поступить в медицинское училище – чтобы понять, сможет ли быть настоящим врачом. Закончил его с отличием и пришел на практику в Камешковскую ЦРБ. Здесь к фельдшеру «скорой помощи» и пришло окончательное решение – идти в Ивановский институт учиться на педиатра. Сдал на «5» биологию и был зачислен в один из лучших в России медицинских вузов. Учась в институте, большое внимание уделял практике – работал в больницах, пионерлагерях. В студенческие годы был старостой группы, председателем профкома, отстаивал интересы студентов – мог настоять на своем, всегда имел свое мнение. Об этом говорит следующий факт. На 4-м курсе вызывают его в деканат и говорят: занимаешься хорошо, идешь на диплом с отличием, так вступай в партию, и такой диплом гарантированно получишь. Другой бы на его месте согласился с радостью – в те годы без членства в партии карьерный рост был практически невозможен. Исаев же отказался – не в его духе принимать такое серьезное решение по принуждению. А «красный» диплом все-таки получил.
Борису Петровичу предложили остаться в ординатуре – и тоже не согласился, правда, теперь уже по семейным обстоятельствам: к тому времени у него была уже семья, родился ребенок. И вернулся в Камешково, в ЦРБ, где его способности и желание трудиться оценили: главный врач К.Н. Майоров назначает его заведующим детскими отделением и консультацией. Без Исаева не могли обойтись также в родильном отделении, детсадах и школах. Результаты работы отделения говорили сами за себя: если в 70-х годах смерть ребенка случалась в больнице 5-6 раз, то в 80-90-е подобные трагедии были из разряда ЧП.
Борис Петрович на работе просто пропадал. Должность руководителя, отвечающего за все в своем подразделении, и долг врача не позволяли ему и после окончания рабочего дня спокойно находиться в кругу семьи. Дом – больница, больница – дом – интересно было бы знать, сколько раз за свою работу в ЦРБ прошел он этот маршрут и днем, и ночью! Точно, что за одни сутки – не раз, а порой два и три. Ни выходных, ни праздников у зав. отделением не было. Когда отлучался с рабочего места, надеялся на свой опытный, квалифицированный коллектив, который был ему надежной опорой.
По словам Бориса Петровича, беда началась в середине 90-х, когда были сокращены детские койки в районе в участковых больницах, уменьшилось их количество и в ЦРБ. Нагрузка увеличилась в разы, на приемах врач принимал по 30 и более человек. «А самое плохое в нашем деле – когда нет лекарств, и ты испытываешь страшную неудовлетворенность из-за невозможности помочь больному ребенку», — вспоминает Исаев. В самое нелегкое время средствами на покупку медикаментов для отделения помогали священники (авторитет врача был и остается высоким, поэтому отказать ему не могли), да и самому доктору приходилось порой тратить свой аванс на эти же цели. Словом, это десятилетие было, пожалуй, самым трудным в практике Б.П. Исаева.
Кроме того, заведующий выступал еще и в роли педагога. Когда Борису Петровичу была присвоена высшая квалификационная категория, в отделении было разрешено обучать интернов. Многие врачи прошли у него практику и сейчас работают в городе и районе. И сам заведующий никогда не упускал возможность поучиться на курсах во Владимире, куда приезжали сотрудники кафедр медицинских вузов из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы, с жадностью в хорошем смысле этого слова постигал новые приемы лечения детей. Детским отделением он руководил 32 года. Это целая эпоха в работе этого подразделения Камешковской ЦРБ – исаевская…
В коммунистическую партию он все-таки вступил и в ЦРБ исполнял обязанности секретаря парт-
организации, рекомендация которой была важна для работников больницы, поступающих в вузы. Но и сложил свой партбилет одним из первых, как только почувствовал, что организация начала существовать формально. Вот такой он, Борис Петрович – не терпящий фальши, не умеющий выполнять какие-либо обязанности «для галочки». А в последующем несколько раз отказывался от заманчивых, на первый взгляд, предложений вести консультативный прием. «Денег с пациентов я не беру, — говорил Исаев. – Во-вторых, если я берусь лечить ребенка, я отвечаю за его дальнейшее состояние. А что я могу сделать только за один прием? Дать несколько советов и послать на платное обследование? Это не для меня». Сразу вспоминаются слова из стихотворения Асадова: «Врач не смеет делаться рвачом…»
А в коллективе он прослыл человеком с незаурядным чувством юмора, обладающим и другими талантами, к примеру, умением писать сценарии веселых мероприятий. По этим сценариям в больнице проходили замечательные праздники – при полном зале, активном участии врачей и медсестер.
У Бориса Петровича много регалий и наград. Кроме того, что он врач высшей квалификационной категории, он отличник здравоохранения, имеет много почетных грамот – областных и районных. Его имя значится в энциклопедии «Лучшие люди России» 2003 года выпуска. В 2007 году ему присвоено звание «народный врач» (конкурс проводился по инициативе партии «Единая Россия»), которым по праву можно гордиться, так как оно присуждалось по итогам опроса среди городских и сельских жителей.
Почему мы сегодня рассказали об одном из самых уважаемых в городе и районе людей? Повод есть –
2 ноября Борис Петрович отметил свое 65-летие, и мы поздравляем его с этим новым рубежом в его жизни. К большому сожалению многих и многих родителей, жителей города и района, народный врач сегодня не практикует – 2 года назад он ушел на заслуженный отдых. Сам доктор говорит, что «на пенсии можно и не работать», а сам тоскует по делу, которому посвятил всю жизнь. Потому что доктор жил и по сей день живет не только собственными интересами. Что особенно важно для врача, так как это профессия, которой нельзя просто научиться в институте по учебникам и лекциям. Тут нужно особое отношение к людям, способность проникнуться их болью, чтобы помочь. По-моему, настоящий врач должен быть именно таким.

358