Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

26.09.2016 11:36 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Всем смертям назло

Автор: Н. ФРОЛОВ

26 сентября кавалер двух орденов — Ленина и Дружбы народов, председатель районной организации узников гитлеровских концлагерей Зинаида Егоровна Дмитриева отметит юбилей – свое 80-летие

...В АПРЕЛЕ 1966 года в только что построенном Дворце съездов в Кремле проходил банкет в честь делегатов XXIII съезда КПСС. На нем присутствовало высшее руководство СССР во главе с Леонидом Брежневым. Среди нескольких тысяч делегатов одним из самых известных и популярных был первый космонавт Юрий Гагарин.
После окончания торжественной части общение стало более неформальным. Начались танцы. Гагарин неожиданно подошел к 29-летней Зинаиде Дмитриевой, делегату от Владимирской области, и пригласил на тур вальса. Несколько минут танца запомнились ей на всю жизнь. И те, кто любовался на эту красивую пару, вряд ли думали о том, что и Гагарин, и Дмитриева в детстве сполна хлебнули ужасов немецкой оккупации. Будущий космонавт полтора года жил «под немцами», а Зинаида почти три года провела на территории, занятой гитлеровцами, в шестилетнем возрасте попала в фашистский концлагерь…
Зина родилась в сентябре 1936 года в деревне Алень Брянской области в семье колхозников. С началом Великой Отечественной отец ушел на фронт. Девчушка осталась с мамой, бабушкой и младшей сестренкой. Вскоре в деревню пришли гитлеровцы. Они выгнали женщин и детей из хаты, всячески издевались над ними. Однажды немецкий солдат схватил Зину, которая помешала ему отдыхать, и швырнул ее на камни во дворе. Девочка потеряла сознание и с трудом оправилась от последствий такого падения.
Потом оккупанты согнали из нескольких деревень подростков для отправки на каторжные работы в Германию. Об этом узнали партизаны и напали на немецкий отряд. Во время боя мама Зины, Матрена Егоровна, помогавшая партизанам, была ранена. Молодежь удалось отбить, но потом пришли каратели, сожгли всю деревню, а уцелевших жителей увезли в концлагерь.
Так шестилетняя Зина стала узницей. О том, что довелось ей пройти в концлагере, она до сих пор не любит вспоминать. Это был настоящий ад. Фашистские нелюди практиковали отбор крови у маленьких детей для своих раненых солдат. Доноров использовали до тех пор, пока они не погибали от слабости. Зинаиде выжить удалось лишь чудом. Летом 1944 года наступающая Советская Армия провела успешную операцию «Багратион» и освободила Белоруссию. В числе узников концлагерей, получивших свободу, оказалась семилетняя девочка Зина — худая и бледная, словно смерть, в детском возрасте пережившая столько, что и многим взрослым не одолеть. Пешком она кое-как добрела до своей родной деревни. А там — лишь закопченные печные трубы на пепелище…
В 1952 году Зинаида окончила школу-семилетку. С детства она очень любила книги, мечтала стать библиотекарем. Поэтому и поступила в Белгородский библиотечный техникум. Однако тогда студентам жилось холодно и голодно. Многим понемногу помогали родители. Зине помочь никто не мог. А тут еще подружка Надя Белякова приехала в гости. Рассказала, что устроилась на работу во Владимирскую область на прядильно-ткацкую фабрику. И платят хорошо, и коллектив дружный, и женихов полно. В общем, соблазнила!
Так Зинаида оказалась в Камешкове. Пошла ученицей на фабрику. Но там ей поначалу не повезло. Никак не давалось искусство останавливать веретено у прядильной машины, как это делали опытные работницы — мимолетно прикоснувшись к нему двумя пальцами.
Расстроенную девчушку увидел помощник мастера, немолодой мужчина. Узнав, в чем дело, он остановил машину, а потом запустил ее вновь. И пока та еще не набрала обороты, сказал: «Дочка, попробуй, дотронься до веретена!» Прикоснуться, когда машина лишь начала разгоняться, оказалось не так страшно. И вдруг Зина в одно мгновенье поняла, как останавливать никак не дававшееся ей прежде веретено. Дальше все стало легко и просто.
Вскоре она останавливала веретена не хуже самых опытных работниц. Из учениц ее назначили съемщицей, затем — прядильщицей. А прошло совсем немного времени, и Зинаида Дмитриева стала бригадиром. После того, как ее бригада выполнила семилетний план за шесть с половиной лет, она сама попросилась в отстающую бригаду. И вновь вывела ее в передовые.
А потом был самый главный для нее — 1966 год. Тогда ее избрали делегатом XXIII съезда КПСС и наградили орденом Ленина — высшей наградой страны. В Москве Зинаиде Егоровне довелось потанцевать с самим Гагариным, пообщаться с другими космонавтами — Андрияном Николаевым, Валентиной Терешковой, оказаться рядом с руководителями государства, поговорить с легендарным полководцем маршалом Семеном Буденным.
- Гагарин, как танцор, был замечательный, — вспоминает Зинаида Егоровна. — Вел партнершу хорошо, уверенно. Внимательный такой, вежливый. Увидел у меня на лбу шрам — незадолго до того отдыхала в Сочи и упала со скалы, поранившись, — не удержался, спросил, в чем дело? Беседовала с ним как с родным человеком. Там же довелось увидеть необычную сцену. Гагарина после длительной разлуки увидела его бывшая одноклассница. Женщина-ударница, большого роста и изрядной физической силы в порыве, словно перышко, подняла невысокого ростом космонавта и стала подбрасывать его вверх, как ребенка! Мне довелось пообщаться и с министром текстильной промышленности СССР Николаем Тарасовым. Он, уроженец Владимирской губернии, в 1950-е годы работал заместителем председателя Владимирского Совета народного хозяйства. Поэтому для него Владимирский край был родным. Знакомство с министром потом мне очень пригодилось!
Как опытного командира производства и активную общественницу Зинаиду Дмитриеву в 1975 году назначили директором Камешковского ПТУ, которое готовило текстильщиц, прядильщиц и съемщиц. Студентки туда приезжали со всех уголков СССР. Достаточно сказать, что при директоре Дмитриевой там обучались девушки 17 национальностей — практически из всех союзных республик. И все они были для Зинаиды Егоровны словно родные дочки. Она заботилась об их учебе, быте, питании, досуге, воспитывала и опекала, не считаясь с личным временем, задерживаясь на работе допоздна. За это девушки и платили ей любовью. Однако с одной бедой даже директор училища не могла ничего поделать. В Камешкове не хватало кавалеров. И тогда Дмитриева отправилась в Москву к своему давнему знакомому министру Тарасову и «пробила» строительство в городе механического завода, где среди работников были почти исключительно представители сильного пола! За успешное управление пэтэушным «интернационалом» З. Дмитриеву в 1986-м наградили орденом Дружбы народов. А всего она руководила ПТУ ровно четверть века — до 2000 года.
Сегодня З.Е. Дмитриева возглавляет организацию узников гитлеровских концлагерей Камешковского района. Совсем недавно в ней насчитывалось 20 членов. Теперь осталось лишь 13 — пережитые в детстве и молодости потрясения берут свое. Сама же З.Е. Дмитриева — воплощение оптимизма, жизнелюбия и душевного, доброжелательного отношения к ближнему. Она по-прежнему на своем дачном участке выращивает урожаи на загляденье, шьет, вяжет. Балует любимую правнучку, с которой, правда, видеться получается не так часто, как хотелось бы — девочка живет во Владимире. А еще эта удивительная женщина не любит надевать свои ордена и вспоминать о войне…
Мы от души поздравляем ее с этой знаменательной датой и желаем ей крепкого здоровья и долголетия.

83