Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

11.03.2016 09:59 Пятница
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 11.03.2016 г.

Становление и возрождение храма Божьего

Автор: К. ДЕНИСОВА (Использованы материалы районного историко-краеведческого музея)

Работа над созданием книги «Свято-Вознесенский храм г. Камешково» велась на протяжении 10 лет. В течение этого времени краеведы узнали многие факты, которые стали не только интересным дополнением к истории о судьбе собора, но пролили свет на жизнь выдающихся людей Камешкова тех лет.
В начале презентации выступил настоятель прихода храма, благочинный Камешковского района протоиерей Анатолий (Бутряков). Он рассказал, что камешковский Свято-Вознесенский собор был заложен в 1904 году с целью духовного просвещения камешковцев и воспитания добра на христианских основах. В 1923 году «новая власть» распорядилась отобрать храм у общины и ликвидировать его – попросту разорить. Спустя 70 с небольшим лет, в 1992-м, здание было возвращено верующим.

О новых подробностях, открывшихся в ходе исследования, гостям рассказала директор музея и ответственный редактор издания С.Б. Кудряшова. Своими впечатлениями о том, как шла работа над книгой, поделился один из ее авторов С.С. Харитонов. Было отмечено, что сбор фактического материала будет продолжен, поскольку «белых пятен» в истории собора еще очень много. 
А теперь — о тех, кто в прошлом столетии в жизни храма сыграл решающую роль.

Устроитель и староста в одном лице
Это, конечно же, Павел Никанорович Дербенев, один из основателей Камешкова. В 1887 году после смерти отца и раздела капиталов вместе с братом Петром образовал «Товарищество мануфактур Никанора Дербенёва сыновья», а через несколько лет открыл ткацкую (а затем прядильную) фабрику в Камешкове.
В начале XX века на предприятиях Дербенёвых трудилось более шести тысяч человек. Постепенно промышленную и предпринимательскую деятельность П.Н. Дербенёва дополняла общественная. Три срока подряд он занимал пост городского головы Иваново-Вознесенска, пользовался авторитетом в кругах ивановской буржуазии.
После Октябрьской революции кардинально изменился сложившийся уклад жизни: после 1917 года П.Н. Дербенёв, переехав в Москву, трудился в Верховном Совете Народного Хозяйства. Умер Павел Никанорович в 1920 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище, где до сих пор сохранилась его могила.
Именно братья Дербеневы, известные фабриканты и меценаты, 16 октября 1904 года заложили каменную церковь в честь Вознесения Господня в Камешкове, и 2 года она строилась на их средства. Будучи основным строителем, Павел Никанорович стал и первым старостой прихода. В день освящения храма жители поселка обратились к братьям с благодарственным письмом, в котором говорилось, что люди давно чувствовали потребность в храме Божьем и благодарны им за то, что они «воздвигли себе на земле драгоценнейший из памятников и совершили поистине дело великое и святое, потому что выше и святее Дома Божия на земле ничего нет и быть не может».
Архитектор «земли Ивановской и Владимирской»
Николай Дмитриевич Корицкий родился в 1854 году, принадлежал к польскому шляхетскому роду Корицких, происходил из потомственных дворян Владимирской губернии. Именно он создал проект Свято-Вознесенской церкви.
Николай Дмитриевич окончил курс архитектуры в Училище живописи, ваяния и зодчества, после чего — Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств. В 1882-м Корицкий был утверждён в должности Владимирского епархиального архитектора, в которой прослужил без малого 18 лет. В эти годы им были созданы проекты строительства и реконструкции многих храмов на территории Владимирской губернии, а также светских зданий, в том числе и в Коврове. Образцами для большинства проектов соборов архитектору послужили уже построенные и ещё строившиеся в то время храмы в Санкт-Петербурге, Москве, Порт-Артуре, Иваново-Вознесенске. В его работах угадывается приверженность к так называемому «псевдорусскому стилю».
Как выяснилось, проектирование камешковского храма – не единственный труд Корицкого в нашем городе. На проекте пристройки прядильной фабрики к существующему 3-х этажному прядильному корпусу значится тоже его фамилия. Судя по историческим документам, Корицкий выступал в качестве «поверенного мануфактур Дербенёвых» и, таким образом, наделялся достаточно широкими полномочиями в рамках своей деятельности.
Первый настоятель
Камешковский храм по историческим документам являлся приписным к храму Всех Святых села Эдемское. Первым его настоятелем стал выпускник Владимирской духовной семинарии священник Василий (Василий Иванович Веселовский). С октября 1907 года о. Василий одновременно состоял в должности заведующего церковно-приходской школой и учителя Закона Божьего.
Существенный отпечаток на духовную жизнь дореволюционного Камешкова накладывала фабричная среда. «Здесь, в фабричном посёлке, – писал о. Василий, – жители весьма разнообразны, все они собраны из разных губерний и уездов. А русская пословица говорит — что город – то норов, что деревня – то обычай. Здесь жизнь человеческая распределяется не по колокольному звону, а по фабричному свистку».
Батюшка с сожалением признавал, что храм и наполовину не бывает заполнен, а «в души наших жителей звон колоколов не просится и не смиряет их». Возможно, именно это отношение к церковной жизни сыграло в судьбе храма роковую роль спустя несколько лет.
Председатель церковно-приходского совета

Григорий Васильевич Полторацкий — уроженец Полтавской области — также внес большой вклад в становление камешковского храма и противился его закрытию в послереволюционные годы.

При храме в то время действовал церковно-приходской совет. Членами его являлись лучшие люди Камешкова, а председателем был главный механик фабрики Г.В. Полторацкий. В своих воспоминаниях он описывал все события, связанные с закрытием храма. Церковь якобы мешала нормальному развитию школы, поэтому новой властью было принято решение по ее ликвидации. Работу предписывалось проводить «быстро, продуманно и вполне тактично».
Церковно-приходской совет не мог оставаться безучастным свидетелем творимых бесчинств. Были поданы просьбы к уездным властям разрешить собрание верующих посёлка. Ковровский уездный отдел управления в созыве собрания отказал. В ответ на это Г.В. Полторацкий обратился в вышестоящую инстанцию и даже к «всесоюзному старосте» — председателю Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М.И. Калинину. В письме к нему содержится информация о разорении камешковского храма: «25-го утром приступили к разрушению храма: сначала сняли фотограф[ические] снимки внутри и снаружи, а затем уронили главы, стащивши их канатами, уронили большое паникадило, уронили иконостас, после чего иконы свалили на телеги и свезли в фабричную котельную, где и сожгли в топке парового котла, при этом большой крест рубили в ограде около церкви; 26 июля начали сбрасывать мелкие колокола, упаковывать всё церковное имущество: ризы, одежды, сосуды, кресты и Евангелия. 27 июля сбросили большой колокол; 28 июля сбросили последний колокол и стащили главу с крестом на колокольне» (1923 год).
Возрождение
Первые шаги в восстановлении храма были сделаны в 1991 году благодаря православным верующим города и района, во главе которых встали С.Н. Давыдова, В.П. Ильвовская, В.В. Родионова. В нем, наряду с реставрационной деятельностью, стали регулярно совершаться богослужения. Священники Василий (Губаль) и Николай (Геращенко) проделали огромную восстановительную работу. Немало потрудился для храма и действующий настоятель прихода о. Анатолий.
Средств на возрождение требовалось немало — помогали бескорыстно всем миром. По словам о. Анатолия, больше всего жертвовали простые, небогатые люди. В настоящее время церковь продолжают восстанавливать, недостатка в прихожанах не бывает, а своим «неугасимым светом», по мнению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия, Свято-Вознесенский храм «словно смягчает все горести нашего земного пути».

442