Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

14.11.2014 16:12 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 83 от 14.11.2014 г.

Москва – царство, а деревня Ступино – рай

Автор: А. Александров

В качестве предисловия приведем сведения, собранные об этой деревушке краеведом В.Е. Базановой. Местные жители считают, около 600 лет назад появились в деревне Ступино первые переселенцы. И изначально деревня располагалась южнее, на берегу речки Ступинки.

Не селись на пожарище…
 Однако во время большого пожара в 19 веке выгорели все дома, и жители стали строиться севернее, на берегу речки Секши. Примета народилась такая: не селись на пожарище – опять сгоришь. Основными занятиями в старину были земледелие и скотоводство. До реформы 1861 года (год отмены крепостного права) у местных крестьян фамилий не было, а потом уже стали появляться Пучинины, Тарановы, Роговы, Базановы, Пичугины и другие. Когда была построена фабрика в Камешкове, многие ступинцы нанялись туда работать, ходили на производство через Шухурдино лесом за 6 километров.
Молиться ступинские крестьяне шли в Великово, в храм Грузинской иконы Божией Матери. Одно лето (старожилы затрудняются назвать год) в Ступине случился массовый падеж скота. В конце деревни были телятник и пастбище. Рядом с ними великовский священник провел водосвятный молебен, и падеж сразу прекратился. Было это в день Владимирской Иконы Божией Матери, с того времени и до сей поры 23 июня (по старому стилю) — престольный праздник. В былые годы напротив дома Роговых была выстроена красивая часовенка, но в 1946 году нашелся ретивый атеист, председатель Брызгаловского сельсовета, по указанию которого ее снесли.
Радио в деревне появилось еще в конце 30-х годов: большая черная тарелка была установлена в самом центре, и услышанные по ней новости передавались из уст в уста по всей округе. А вот свет пришел много позже – лишь в 1949 году.
Для кого
старался староста?
В этой деревне хорошо знают и чтут память Александра Герасимовича Рогова, который 3 года назад ушел в мир иной. До своей кончины он более 12 лет избирался односельчанами старостой этой деревни и свои обязанности исполнял справно. Как вспоминает нынче его жена Тамара Моисеевна, Александр Герасимович по рассказам матери знал, как варварски обошлись с деревенской часовенкой, и потому первой своей обязанностью считал ее восстановление. У него был дар художника (сам рисовал пейзажи, портреты), и эскиз новой часовни он сделал сам, а потом даже согласовал его со всеми жителями округи и получил всеобщее одобрение. Дальше, конечно, предстояли непростые строительные работы: кладка, облицовка, роспись. А надо вам сказать, что Александр Герасимович был инвалидом – у него одна рука работала лишь наполовину. И, несмотря на этот серьезный дефект, с работой он справился мастерски, и в скором времени новая часовенка в Ступине смотрелась, как невеста. И по сей день именно около нее проходят все светские и духовные праздники на радость людям. Огромную помощь в возрождении этой святыни оказала ему администрация Брызгаловского МО во главе с А.З. Курганским.
Авторитет этого старосты в деревне был непререкаем, так как он ежечасно заботился «для всех и для каждого» – добивался строительства дорог, беспокоился о пожарной безопасности, теребил начальство по поводу освещения улиц, организовывал народ на обустройство колодцев, а незадолго до смерти инициировал и проект газификации деревни – круг забот сельского головы, как известно, очень широк. На своем личном подворье он тоже был на все руки мастер. Его все помнят как знатного пчеловода (меньше 20 пчелосемей никогда не держал, да еще сам научился изготавливать старинные борти для пчел). Был отличным печником: в его доме и сейчас две печи, облицованные изразцами – форменные произведения искусства. Добрая память об этом человеке еще долго будет жить в сердцах односельчан.
Молода годами –
быстра умом
Год назад старостой деревни стала Ирина Сотова. Несмотря на свою молодость, она грамотно решает все общежитские вопросы. Главный из них, конечно, все та же газификация. Это заветная мечта всех жителей, и они уже собирали деньги на проект и даже разработали его. Но случилось непредвиденное и вероломное: недобросовестным оказался казначей, который промотал первоначальные средства (за что казнокрад и был наказан тремя годами тюрьмы). После такого пассажа, конечно, сейчас старосте сложнее мобилизовать жителей на газификацию. Но Ирина рук не опускает и старается убедить односельчан в необходимости продолжать начатое дело. Конечно, и на помощь Брызгаловской администрации, и на районную власть у людей сейчас большая надежда. Может, получится включить Ступино в областную программу газификации?
Вторая забота – дорожный ремонт. От грунтовки здесь избавляются постепенно. В этом году удалось замостить только 80 метров центральной улицы, но хоть что-то. Всего в деревне 83 дома, примерно треть из них заселена дачниками, которые не всегда откликаются на самообложение. А без него сегодня практически невозможно решить ни одну сельскую проблему, особенно дорожную. Ведь сейчас редкий житель не имеет личное авто, к кому–то приезжают дети из города на машинах, как ни верти, а дороги придется делать обязательно. И, пожалуй, только древним «общинным» способом можно справиться с этой исконно-посконной русской бедой.
Обеспечение противопожарной безопасности — всегда актуальная задача для старосты. Вроде беспокоиться не о чем – в деревне издревле есть два пруда. А бани горят и горят… Только нынешней весной очередная сгорела, и прибывшие пожарники долго искали воду. А все потому, что один пруд оказался мелким, а другой… С другим вообще анекдотичная история вышла: один домовладелец решил, что водная акватория — это его личная собственность, взял да огородил пруд забором. Ему, видишь ли, обидно стало, что деревенские мужики на нем всю рыбу выловили. Ну, вот как такое возможно?! Благо, с приходом нового старосты этого самоуправца поставили на место, и он освободил пруд для общего пользования. В дополнение к этому Ирина замышляет сделать подъезд пожарных машин и к реке Секше (на тот случай, если жарким летом в прудах будет мало воды).
Помимо общественных забот Ирине, конечно, приходится управляться и на своем подворье. «Продовольственную программу» семья выполняет сама. В их хозяйстве есть коза, кролики, куры и даже перепелки. Эти «птички-невелички» сейчас имеют отменную репутацию, их держат ради мелких, но необычайно полезных яиц. Они в шесть раз меньше куриных (весят всего 10-14 г), однако ценнее яиц других домашних птиц, поскольку содержат много фосфора, калия, железа, а также таких элементов, как медь и кобальт. В пяти перепелиных яйцах, по массе равных одному куриному, в 5 раз выше уровень фосфора и калия, в 4,5 раза — железа.
— Все проблемы разрешимы, если люди поймут, что рассчитывать надо на собственную инициативность. Конечно, я больше всего полагаюсь на помощь старожилов, которые любят и ценят свою малую родину. Условия проживания можно сделать не хуже, чем в городе. Тем более, что Ступино расположено поблизости с поселком им. Кирова, где есть ДК, магазин, школа. Проведем газ – будем жить, как «в раю», — говорит Ирина Сотова.
Хочется верить, что ее благие намерения именно туда и приведут.

335