Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

17.04.2015 10:46 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 25 от 10.04.2015 г.

Дороги Смоленщины

Автор: Подготовила К. Юрьева

В МУЗЕЕ Новкинской школы хранятся письма еще одного солдата, не вернувшегося с фронта. На небольших листах бумаги изложены мысли думающего, честного молодого человека из русской глубинки, крепкого парня, которого ждали дома близкие и… не дождались.

Виктор Васильевич Гришин родился в 1912 году. Семья была большая – мать, отец и семеро детей. Учился Виктор в Новкинской школе, был дисциплинированным, активным. Все родные работали на железной дороге, и со временем сложилась целая династия железнодорожников Гришиных. Когда началась Великая Отечественная война, Виктора призвали на фронт. Вот отрывки из его писем:
22 января 1942 г.
Дорогая мама, спешу сообщить, что я пока жив и здоров. Нам выдали новые валенки и меховые варежки, теперь я одет и обут очень хорошо… Дорогая мама, вы, наверное, газеты читаете, какие успехи нашей героической Красной Армии, а успехи очень большие. Я теперь нахожусь на той территории, которую занимал проклятый зверь, он сжег очень много деревень, разграбил жителей, забрал весь скот. Вот сейчас я нахожусь в одной из деревень, она была 100 с лишним домов, а осталось только 6. Вот что делает озверелый Гитлер. Ну, наверное, скоро ему придет хана, и тогда дело пойдет на новый лад… Дорогая моя мама, до свидания, пишите скорее ответ.
Остаюсь, твой сын
Виктор Гришин.
19 июня 1942 года.
Привет с передовой линии фронта.
Здравствуйте, моя дорогая Мама, Тоня и Леля, и все остальные мои родные. В первых строках моего небольшого письма хочу сообщить, что я нахожусь на передовой линии фронта, пока жив и здоров, чего и вам всем желаю. Нахожусь около города Вележ, от неприятеля 500 м, в качестве пулеметчика. Жизнь, мама, у меня протекает не больно весело, потому что проклятый фашизм рядом. Враг скоро будет разбит и уничтожен, и тогда будет жить веселее. Первые дни было очень страшно, но потом вроде привык. Идем к своему месту, пули, что пчелы жужжат, внимание не обращаем, только что наклонимся, и идти все-таки идешь, куда тебе надо. Ну, вот у меня все. Как у вас дело обстоит с огородом, и как здоровье твое и всех?
Дорогая мама, я очень и очень соскучился, как хочется побывать дома, я даже и придумать не могу, вот уже скоро полтора года, как не вижу родных и знакомых. Очень хочется домой, и вот у меня пока все, пишите чаще, может, получу от вас ответ.
Остаюсь вас всех любящий, твой, мама, сын В. Гришин.
Последним стало письмо не от Вити, а от его командира 10 сен-тября 1942 г.
Здравствуйте, многоуважаемая Анна Васильевна! Примите от имени бойцов командиров действующей армии привет.
Анна Васильевна, ваш сын, Виктор Васильевич Гришин, погиб смертью храбрых за социалистическую родину с кровавым немецким фашизмом. Ваш сын похоронен в д. Куршиян Смоленской области. Ваш сын был в нашем подразделении самый дисциплинированный, активный в выполнении всех поставленных перед ним задач. Нам жалко вашего сына Виктора Васильевича… Но этого требует от нас Родина, требует народ…
С приветом к вам,
комиссар батальона
Н.А. Лавренюк.
Из писем видно, что Виктор был обычным парнем «из соседнего двора». Он не пожалел свою жизнь, не струсил перед лицом врага. Конечно, он переживал за себя, за близких, которых оставил в поселке, за судьбу Родины. Ему тоже было страшно, как и всем… Но он все равно пошел в бой и, веря в победу советского наорода, умер под Смоленском.

147