Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

19.04.2024 10:22 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«На своем пути я встретила много замечательных людей»

Автор: Беседовала К. ДЕНИСОВА

Главный редактор Камешковской районной газеты «Знамя» Л.И. Лискина недавно отметила свой юбилей. Всю свою жизнь Любовь Ивановна посвятила журналистике. Ее профессиональная сфера неразрывно связана с деятельностью местного самоуправления, поскольку районная пресса — это не что иное, как посредник между властью и жителями. Но о кропотливой деятельности самой редакции, главного редактора, отвечающего за каждое слово в газете, мало кто знает. О себе, о своих мечтах, о своем призвании и о такой непростой, но необходимой обществу работе в районной газете — Любовь Ивановна рассказала в своем интервью.

- Любовь Ивановна, расскажите о себе и о том, что привело Вас в редакцию.

- Моя родина – Камешковский район. Здесь я родилась и выросла — в поселке имени Карла Маркса, училась в Брызгаловской средней школе. Мама была ткачихой на фабрике имени К. Маркса, отец – строителем. Они построили в поселке большой дом, который и был моей первой и главной жизненной пристанью. Позднее оттуда пришлось уехать, но родные стены снятся мне до сих пор.

Мне, наверное, повезло в том, что у меня никогда не было проблем с русским языком и изложением своих мыслей на бумаге — написать сочинение размером с ученическую тетрадь я могла за один вечер. Кроме того, увлекалась стихами. В редакции до сих пор хранится большой альбом, начало которому было положено в 1970 году, — он посвящен деятельности литературного клуба «Рассвет» в то время. Клуб основал и руководил его работой Евгений Федоров, в те годы заместитель редактора газеты, сам писавший замечательные стихи. Евгений Анатольевич объединил тогда под эгидой камешковской районки солидное сообщество любителей поэзии из города и района, в их число попала и я. В альбоме каждая страница посвящена отдельному автору – с фотографией и вырезками из «Знамени» опубликованных стихов. Именно они, эти детские строки, стали для меня тем мостиком, который в итоге и привел меня в редакцию, так как связь с ней не прерывалась.

- Значит, уже в школе Вы мечтали о творческой работе?

- Получается, да. Надо сказать, в моей жизни я встретила много замечательных людей, которые стали для меня и друзьями, и наставниками. Моя любимая школьная учительница, филолог, видя мои наклонности, посоветовала: «Пожалуй, надо тебе на владимирский литфак поступать, потом, глядишь, и в редакцию тебя возьмут». Потом оказалось, как в воду глядела. Я поступила на факультет русского языка и литературы в педагогический институт им. Лебедева-Полянского во Владимире. После окончания института вернулась в район – в качестве учителя Серебровской школы. Педагогическая работа очень нравилась, и с многими своими бывшими учениками – а они в большинстве своем уже бабушки и дедушки, а также с коллегами сложились теплые отношения, которые сохраняются по сей день. Моё учительство в Сереброве длилось пять лет, а в 1985-м я пришла работать в редакцию газеты «Знамя».

- Каким был Ваш первый день на новом месте работы? Помните ли Вы свой первый материал?

- Это был сентябрь. Редактор Альберт Николаевич Горшунов повел меня на «смотрины» — в райком КПСС: на решение кадрового вопроса нужно было получить «добро» партии. Конечно, там посетовали, что ухожу из школы, но и в редакции нужны были работники, поэтому вернулись мы с положительным решением.

Первый материал был опубликован ещё на стадии моего испытания. Под рубрикой «Пьянству – бой!» я написала об одной семье (конечно, без указания имен и названия населенного пункта), в которой муж и в то же время отец пил по-черному, не работал и практически не занимался воспитанием своих детей. Видимо, моего «героя» узнали, показали ему газету. Как мне потом рассказывали, этот товарищ несколько дней не показывался на улице – видимо, было стыдно.

- У кого Вы учились профессионализму?

- У Альберта Николаевича Горшунова и Людмилы Николаевны Шармановой. Я часто наблюдала за тактикой, которую А.Н. Горшунов применял по отношению к молодым журналистам. Он никогда не отчитывал за неудачный материал, а просто садился за стол и терпеливо «перекраивал» текст в соответствии со своим редакторским видением. А потом показывал: что было и что стало, и всё становилось понятным. Главное, говорил он, — продумать тему, идею текста и, конечно, учиться владеть языком – а достигать совершенства в этой сфере можно всю жизнь. Уже потом, когда самой надо было помогать начинающим, поняла, что следую этим советам.

С Людмилой Николаевной, заслуженным работником культуры РФ, мы прошли нелегкий путь в «перестроечные» девяностые. Она смогла сохранить газету, несмотря на огромные трудности, в первую очередь финансовые, которые переживало тогда районное СМИ. Вместе мы осваивали компьютерную верстку газеты, переходили на электронный формат передачи номера в типографию. Мне это тоже было интересно — два года я работала оператором компьютерной верстки и продолжала писать.

- СМИ — четвертая власть. На Ваш взгляд, это миф или реальность?

- Выражение «четвертая власть» — образное, на самом деле средства массовой информации реальной власти не имеют. И тем не менее, и это давно признанный факт, — влияние СМИ на общество велико. Общественное мнение формируется исподволь, незаметно, но оно формируется – за счет того, о каких людях мы рассказываем, о каких приоритетах пишем, с какой точки зрения подаем то или иное событие, какие акценты расставляем. Поэтому мы, журналисты, всегда должны помнить, «как слово наше отзовется». Ответственность за это слово – прежде всего. И достоверность, так сказать, чистота информации. Ведь мы живем рядом с теми, о ком и для кого пишем.

Районная пресса во многих случаях исполняет роль координатора местной жизни, связующего звена между районной властью и жителями. Мы очень рады тесным контактам с общественными организациями, руководителями ТОСов – с активными людьми, благоустраивающими свою малую родину, — а таких у нас много. Это общение рождает немало тем для публикаций, и наш проект «Камешковские проселки», который мы намерены продолжить и в этом году, — как раз о таких людях, об их хороших делах.

- Малая родина – что она значит для Вас?

- Малую родину, как и родителей, время, в котором родился, не выбирают. Это та территория жизни, и физической, и духовной, вне которой существовать просто не получится. Она преображается, и это заметно. Взять хотя бы последние 20 – 15 лет: после перестроечной разрухи, когда районный центр жил без тепла, чистой воды, канализации, дорог, лицо города с присвоением ему статуса моногорода изменилось, и по всем этим позициям сделан большой рывок вперед. Камешковский район сегодня – это не только стартовая площадка для дальнейшего роста, но и место, где можно полностью себя реализовать.

- И снова о Вас. Есть ли у вас несбывшиеся мечты и хотите ли Вы их осуществить?

- Есть, и не одна. Честно говоря, меня в юности просто распирало и несло в разные стороны. Еще когда училась в школе, мне снилось по ночам, что играю на пианино. Но родители тогда строились, жили трудно, и я, конечно, об этом и не заговаривала. Купили мне гитару, но было уже поздно, я заканчивала школу. Взяла инструмент с собой, когда поступила в институт, и там, в общежитии, с такими же, как я, горемыками мне удавалось что-то из него извлечь.

Мою мечту воплотил позднее мой сын. Просто однажды сказал, что хочет научиться играть на гитаре. Он закончил Камешковскую музыкальную школу по классу гитары, и успешно.

И еще одно нереализованное желание. Я очень любила рисовать и в студенческие годы увлеклась живописью. Познакомилась с владимирскими художниками, они меня немного поднатаскали – по передаче света, прозрачности. В основном рисовала пейзажи. Таких работ у меня было немало, но я любила их дарить и, к сожалению, даже на память себе ничего не оставила. Но мечтаю продолжить свое увлечение.

- Чем или кем Вы больше всего гордитесь в жизни?

- Своим сыном. В нем нахожу постоянную поддержку и полное понимание. В своей жизни он пошел своим путем и всего добивается сам. Полтора года назад защитился, получил степень кандидата физико-математических наук, работает научным сотрудником на одном из оборонных предприятий Нижнего Новгорода. Несколько лет назад очень удивил — тем, что написал книгу «Экстремальное и контраварийное вождение», полиграфическое оформление которой – обложка, технические рисунки – тоже выполнил сам. Получилось довольно внушительное издание. Но удивил даже не столько темой, сколько языком – грамотным, доходчивым, интересным. Я по факту только знаки препинания кое-где расставила.

Когда нужна разрядка, сажусь в поезд и еду к нему.

- А как Вы сегодня проводите свое свободное время?

- По-разному. Мне интересно всё, что происходит в стране и в мире, поэтому внимательно слежу за развитием событий, особенно – в ходе СВО. Конечно, люблю читать, один из современных авторов, которых для себя открыла в последнее время – Евгений Водолазкин с его романами «Лавр» и «Авиатор». Очень люблю что-то делать руками – ухаживать за своим участком, шить – освоила и швейную машину, и оверлок, вязать – тоже на машине. Вещи собственного производства есть, ношу. К сожалению, на всё очень не хватает времени, но надеюсь, что все свои увлечения смогу когда-нибудь встроить в свой жизненный ритм.

- Возможно ли столько лет отработать в редакции газеты и избежать профессионального выгорания?

- Да, специфика журналистского труда такова, что он не оставляет тебя ни на минуту, ни дома, ни в отпуске. Только выпустили номер – а в голове уже должен быть план следующего, и не только план, но и договоренности о встречах с людьми. Уже по прошествии стольких лет работы в редакции могу заверить, что, каким бы большим опыт ни был, каждый материал «пропускаешь» через себя, каждый требует расходования эмоционального напряжения. Но мы выбрали эту работу, значит, надо просто идти дальше. И обязательно находить возможности для того, чтобы отвлечься, переключиться, найти для себя какое-то новое увлечение. Интересного в жизни очень много.

151