Валенки, сердцу дорогие...
Каковы символы русской культуры? Если иметь в виду нематериальные ценности, — любовь к родной земле и уважение к старшим. А если говорить о предметах, то вспоминаются матрешка, балалайка, самовар и, конечно, валенки… Музей этой национальной обуви решили несколько лет назад организовать в самом что ни на есть аутентичном селе Камешковского района — Усолье. С каждым годом количество его посетителей увеличивается, а в книге отзывов и предложений становится все меньше пустых страниц.
Само село находится на границе с Ивановской областью, возле реки, окружено лесами, мобильная связь здесь ловит через раз, но это даже и лучше. Не за этим приезжают сюда гости из различных населенных пунктов Владимирской области, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Едут сюда, в первую очередь, за атмосферой настоящей русской деревни. (Кстати, в 2019 году населенный пункт получил Гран-при конкурса «Самая красивая деревня Владимирской области»).
Помимо природы, старинного храма, обустроенных сельчанами локаций и частной библиотеки здесь еще есть что посмотреть. Одной из главных достопримечательностей села стал музей валенка. Появился он здесь не просто так — исторический «бэкграунд» для этого был достаточно большой.
Век-полтора назад изготовление валенок было очень популярным промыслом у жителей Усолья и соседней деревни Объедово (ныне Приволье). Например, на въезде в Приволье установлена стела с гербом населенного пункта, на котором помимо реки и бобров изображен и валенок. Практически весь прошлый век и начало нынешнего – с 1937–го до 2002–й год – сапоговаляльная фабрика была местом работы жителей деревни и их основным источником дохода. Сейчас же она осталась лишь в воспоминаниях старожилов. Хотя в некоторых домах до сих пор сохранились колодки и шерстобитные машины. Но если привольцы работали на фабрике, то усольцы занимались ручным изготовлением валенок, которые ценились больше — потому что были мягче и красивее.
Староста с. Усолье Нина Герасимова говорит, что этим ремеслом, а именно ручным валянием, занимались в селе много семей — по рассказам старожилов, чуть ли не половина жителей. У всех были свои овечьи стада и приспособления для валяния, у многих были свои секреты, которыми особо не делились. Конечно, ручная работа ценилась гораздо больше, стоила дороже. Возможно, поэтому в селе было много зажиточных семей.
Сам музей располагается в постройке примерно 18 века. Изначально она была разрушенной и прямо-таки портила вид села. Тогда староста решила — во что бы то ни стало здание нужно отремонтировать и в нем разместить музей валенка. В скором времени при поддержке главы МО Брызгаловское Дмитрия Соловьева ремонт сделали, а дальше закипела работа по наполнению помещения экспонатами.
Сейчас в коллекции музея всевозможные валенки — и старинные (именно усольские), и современные, расшитые бисером и украшенные различными аппликациями. (Современные валенки Нина Герасимова покупала специально для музея на ивановской фабрике).
Среди экспонатов музея, кстати, есть и другая исконно русская обувь — лапти, им посвящен отдельный стенд. Все станки и инструменты, с помощью которых изготавливали валенки, заготовки и колодки приносили в музей сами жители села. Все старинные вещи, относящиеся к домовой утвари — сундуки, люльки, прялки, утюги, различная посуда, половики и подзоры, — все настоящее, тоже с подворий усольцев. Валенки на Руси любили, их носили аккуратно, подшивали, берегли от моли и воды. Поэтому в экспозиции музея хранятся и «защитники» этой обуви — различные галоши и самодельные коньки, коньки-финки. Есть в музее, кстати, большущий валенок — по плечо взрослому человеку. Есть валенки «Жених и Невеста», «Иван да Марья» и даже валенок-ребенок в старинной люльке. Еще одна достопримечательность музея — настоящий патефон, на котором Нина Герасимова включает гостям пластинку с записью песни Лидии Руслановой «Эх, валенки!» и рассказывает о ее истории. И это всех без исключения приводит в восторг.
Гостеприимно, будто не в музей, а в светелку, приглашает Нина Герасимова гостей на экскурсии, которые проводит исключительно сама.
- Процесс изготовления валенок — трудоемкий, очень кропотливый, делится на несколько этапов, — рассказывает Нина Федоровна. — Не зря они так дорого стоили, а парни с валенками считались завидными женихами. Кроме того, валенки — это обувь, которая сделана из натуральной шерсти и очень полезна для ног, поэтому, возможно, была так любима на Руси.
По словам Нины Федоровны, точная дата появления валенок на Руси неизвестна. Поначалу они точно не были высокими. Их делали по типу галош, затем пришивали голенище, но это было неудобно и некачественно. Затем изобрели технологию, как делать валенок целиковым. Усольцы овладели ею в полной мере.
Обувь делали из шерсти овец — тогда в селе держали большие стада этих животных. Их стригли специальными ножницами, которые есть в различных вариациях среди экспонатов музея. Шерсть разбирали, вычесывали вручную. Те, кто побогаче, использовали специальные шерстобитные станки. Один из них, которому более 100 лет, подарил музею житель Усолья А.Н. Усанов в 2019 году. Приспособление до сих пор в рабочем состоянии. (Нина Федоровна аккуратно вращает деревянные валики, чтобы показать сам процесс очищения шерсти).
Затем, когда из-под валиков выходил пласт чистой шерсти, из него начинали делать заготовку с помощью сухого валяния. Шерсть катали, уминали, используя при этом самые примитивные инструменты, сделанные руками местных жителей — скалку, рубель (в музее есть такой экспонат, обмотанный проволокой), всевозможные отбойники. На каждый размер ноги имелся свой шаблон, и они сохранились до сих пор.
От того, как будет сделана «закладка» валенка, во многом определялась его форма — будет изделие красивым или нет. Шаблон внутри не давал валенку слипнуться. Затем заготовку оборачивали в пеленку — «повал». Один из них, уже видавший виды, с помощью которого изготовили в былые времена точно не один валенок, тоже представлен в музее. Укутанный валенок несли в баню и переходили ко второму этапу валяния — мокрому. И если до этого изготовлением занимались преимущественно женщины, то тут к процессу подключались мужчины. Так ремесло становилось семейным делом.
Когда понимали, что шерсть чистая и дала необходимую усадку, начинали формировать сам валенок, пока он еще сырой. Выделяли носок, пятку, используя специальные инструменты. В конечном итоге начинали использовать колодки — составные, на каждую ногу свой размер. Вставляли сначала носок, в него — передник, задник, средник и клин, который как раз и определяет нужный размер. Затем валенок направляли на сушку — в печь, остуженную до определенной температуры. Сухой валенок делали красивым — при помощи пемзы убирали лишние волоски, так он становился гладким.
Люди искренне заинтересованы прошлым и культурным достоянием страны. В музее побывали ребята из многих школ района и соседних поселений, из других районов региона, группы ветеранов, жители Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира и даже Пермского края.
- Мы не просто показываем, как жили и в чем ходили наши предки. Мы хотим донести, что русская культура интересна и в глубинке к ней относятся более трепетно, чем в больших городах. Потому что здесь стирается граница времен и остается только то, что действительно важно, от чего делается тепло и светло на душе — деревенская природа, божья благодать да валенки (пусть и в музее) — как напоминание о чем-то исконно русском и сердцу дорогом.
Нина Герасимова продолжает собирать экспозицию музея по крупицам, она считает, что работа по сохранению русских традиции, дальнейшему развитию музея валенка именно на той территории, где занимались изготовлением этой обуви, очень важна. Благодарности из книги отзывов и предложений подтверждают это. Один из них оставил российский режиссер-документалист, публицист из Москвы Роман Газенко: «Сердечная благодарность за бережно хранимый дух истории. Русской. Нашей».