Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

08.12.2023 09:39 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Фабрика была единым организмом»

Автор: Записала Л. Лискина

Н.В. Смуров

14 января 2024 года – 100 лет со дня рождения Николая Васильевича Смурова

На заседании парткома
Символический ключ от нового профилактория 4 января 1983 года вручен его руководителю С.А. Голованову (фото со страницы газеты «Знамя»).

Людмила Семеновна Голованова – родом из Кабардино-Балкарии, но судьба привела её в маленький город Камешково в 1967 году, и с тех пор Камешковская земля – это её малая родина. Она — одна из тех, кто в семидесятые годы прошлого века бок о бок работал с Николаем Васильевичем Смуровым. Это было время, когда Н.В. Смуров только начинал свою трудовую деятельность на камешковской фабрике – он был назначен директором предприятия в 1970 году. И, конечно, Людмиле Семеновне есть что вспомнить о событиях полувековой давности и людях.

- Мы с мужем и маленьким годовалым сыном приехали в Камешково в 1967 году. Учились мы в Москве – я в текстильном институте, муж Станислав – в медицинском. Станислава Алексеевича сразу же назначили главным врачом санэпидстанции, меня приняли на фабрику имени Свердлова, где я начала работать нормировщиком.

В 1970 году в связи с организацией предприятия промышленного и железнодорожного транспорта (ППЖТ) я была переведена туда на должность нормировщика, там меня избрали секретарем партийной организации ППЖТ. Это предприятие занималось транспортировкой сырья и готовой продукции с фабрик им. Свердлова и Сергеихинской. Хлопок из Узбекистана доставлялся по железной дороге в Новки, вагон с сырьем по отдельной ветке перевозили небольшим тепловозом на камешковскую фабрику, бригада рабочих вручную разгружала его на склады. А готовую продукцию уже таким же образом доставляли в Новки. Так же предприятие работало и с Сергеихинской фабрикой. Готовая продукция – в те годы в Камешкове изготавливали штапельное полотно — отправлялась на Городищенскую отделочную фабрику, где ткань отбеливали, красили, доводили до конечного результата.

На фабрике был и хозяйственный отдел, в нем числились лошади, и возчики по заявкам в детские сады и школы развозили продукты, которые закупались фабрикой то в торге, то в райпо. Было и большое подсобное хозяйство, которое располагалось на территории, где сегодня находятся здания ветлечебницы и магазина «Пятерочка» на ул. Молодежной.

Знала от работников фабрики тех лет, что в шестидесятых случился на предприятии большой пожар, который нанес большой урон цехам. Восстановление велось, но тем не менее досталась фабрика Николаю Васильевичу Смурову далеко не в успешном состоянии, её надо было выводить из отстающих – для этого он и был направлен в Камешково.

И первое, с чего он начал, — с модернизации производства и создания нормальных условий труда. Он вплотную занялся техническим перевооружением – на предприятии убирали старые прядильные машины и ставили новые – БД-200. Особенно бережно относился к прядильщицам, понимал, насколько тяжел их труд — в трепальном, чесальном, ровничном цехах, и заменял отслужившее свой век оборудование на новое, чтобы не было столько пыли и шума. Устанавливались воздуховоды, появились конвейееры, заменившие ручные тележки, очень многие другие процессы были механизированы. У нас был отдел главного механика, поэтому все эти работы производились своими силами.

Николай Васильевич приехал к нам уже опытным руководителем, он имел к тому времени, как тогда говорили, немало нужных связей – и в Москве, и в других городах. Много ездил, был настоящим добытчиком – оборудования, стройматериалов. Всё это требовалось для успешного функционирования предприятия, а также строительства города – жилья, детсадов, профилактория. Было построено и подсобное хозяйство, где производили мясо и поставляли его в фабричную столовую. Для него главным был человек труда, и он хотел, чтобы не только работа и её результаты приносили людям удовлетворение, но и домашний очаг был уютным, чтобы была возможность и поправить здоровье, и отдохнуть.

Когда фабрика начала зарабатывать, встала на ноги, начали строить жилье, и так называемый микрорайон №3, все панельные дома возведены на средства предприятия. Работники получали квартиры, да и сейчас этот микрорайон населен бывшими свердловцами. Был построен прекрасный профилакторий рядом с фабрикой с замечательной лечебной базой, где рабочие могли отдохнуть в благоустроенных комнатах. Хорошее питание, душ Шарко, циркулярный душ, множество других оздоравливающих процедур, хорошие врачи, в том числе и зубной – и никуда ехать не надо, всё это было рядом и создавалось ради главного – чтобы рабочему человеку было удобно и комфортно. И все, кто работал на фабрике, Николая Васильевича уважали и любили, потому что он всё делал для людей и был очень внимателен к их просьбам: если к нему человек обращался, он без помощи его никогда не оставлял.

У Николая Васильевича всегда были надежные помощники. Он выстраивал свою кадровую политику, подбирал кадры для эффективной работы, находил нужных людей, создавал свою команду, и это, конечно, давало свои результаты. Бок о бок с ним работали высокопрофессиональные специалисты, душой болеющие за предприятие, в их числе – главный инженер Нина Яковлевна Фрейдорф, которая с раннего утра и до ночи находилась на фабрике, завпроизводством Юрий Николаевич Бухарестов, заведующий ткацким производством Василий Михайлович Пичугов, замдиректора Валентин Александрович Козлов, начальник строительного отдела Николай Михайлович Доброхотов, замдиректора по быту Любовь Григорьевна Спиридонова и многие другие.

В 1971 году меня перевели на работу в РК КПСС на должность инструктора промышленно-транспортного отдела, а в 1973-м избрали секретарем партийного комитета предприятия. Надо сказать, в те годы парторганизация на Свердловке была большой силой – она объединяла в своих рядах 450 коммунистов. В каждом из пяти подразделений фабрики – прядильном и ткацком производствах, ЖКО, строительном отделе и отделе главного механика — действовали партийные организации, возглавляемые секретарями. Кроме парторганизации, активно работали фабричный и профсоюзный комитеты и комсомольская организация. Фабрика была единым организмом, все злободневные вопросы мы обсуждали и решали вместе. Н.В. Смуров всегда ратовал за всё новое, передовое, за то, чтобы рабочие получали хорошую зарплату, и мы его с удовольствием поддерживали. Организация социалистического соревнования, различных движений, досуга, свободного времени – всё это тоже было нашим общим делом.

В те годы из рабочих рядов вышло много орденоносцев – многие рабочие и руководители были удостоены орденов Ленина, Трудового Красного Знамени. Н.В. Смуров награжден орденом «Знак Почета», Н.Я. Фрейдорф – орденом Ленина. Зинаида Егоровна Дмитриева, директор ПТУ, стала делегатом XXIII съезда КПСС, она — кавалер орденов Ленина и Дружбы народов. В клубе «13-й Октябрь» под руководством Софьи Константиновны Казариной было создано пять хоров из работников предприятия, там же в конце семидесятых по моей инициативе организован музей трудовой славы фабрики имени Свердлова. На заседании парткома руководителем музея утвержден Михаил Васильевич Воронцов, который проводил большую поисковую работу.

Директор также входил в состав парткома фабрики, районного комитета партии, был в курсе всех событий в городе и районе, имел огромный опыт партийной работы, и многих, в том числе и меня, поддерживал и учил. В моей жизни он сыграл большую роль, его поддержка много значила для меня в те годы.

Сколько же было в нашем директоре энергии, профессионализма, желания помогать людям, человечности… Заботился о всех, кто был рядом с ним, сам же долгое время с семьей жил в деревянном очень скромном доме напротив больницы. Мы, члены актива, часто ему говорили: «Николай Васильевич, хотя бы дочери квартиру выделите…» Долго не соглашался, но мы все-таки настояли и вынесли вопрос на заседание фабкома, после чего жилье дочь получила – на улице, которая сегодня носит имя Смурова.

Я проработала на фабрике до 80-го года, затем меня утвердили в должности заведующего промышленно-транспортным отделом райкома партии. Но время, когда я работала на фабрике имени Свердлова (это было время ее трудового подъема и расцвета), бурного развития города, общения с Николаем Васильевичем, — останется со мной навсегда.

Записала Л. Лискина

Фото предоставлены Л.С. Головановой

106