Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

05.08.2022 09:50 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Куда ведут железные дороги

Автор: Н. Фролов

Об этом все знает Надежда Акатьева, сменный дежурный по станции Новки. У нее все и всегда под контролем, а значит, ситуация на стальной магистрали – в надежных руках.

В старых советских кинофильмах нередко в кадр попадала колоритная фигура галантного и щеголеватого дежурного по железнодорожной станции в белом мундире, в белых перчатках и в фуражке с красным верхом. Вот хотя бы в кинокомедии «Она вас любит» с Георгием Вициным, снятой на Ленфильме в уже далеком 1956 году. В тех же фильмах можно было видеть, как пресловутый дежурный дает сигнал к отправлению поезда при помощи специального станционного колокола. Три удара — пора трогать! Теперь же в XXI веке все не так красиво и парадно, но, пожалуй, еще более эффектно…

Надежда Михайловна Акатьева работает сменным дежурным по станции Новки Горьковской железной дороги уже пять лет. На ее рабочем месте на третьем этаже здания-башни, которая официально именуется «пост электрической централизации», пять мониторов соседствуют с десятком обычных телефонов и радиотелефонов. На мониторах в режиме реального времени отображается постоянно меняющаяся текущая ситуация на железнодорожной магистрали: каждый путь и каждый состав. Ежеминутно, ежесекундно дежурный получает массу различной служебной информации, которой должен грамотно и оперативно распорядиться, мгновенно приняв единственно возможное решение. Любая оплошность и промедление чреваты ЧП или даже катастрофой, поэтому дежурный по станции, без преувеличения, работает без права на ошибку. А продолжительность рабочей смены дежурного целых 12 часов.

Дежурный Акатьева работает поистине виртуозно. Все всегда под контролем. Со стороны очень трудно понять, как такое возможно, но для специалиста это всего лишь рутина. К тому же Надежда Михайловна — потомственный железнодорожник аж в третьем поколении. Путейцами были ее дед с бабкой, родители, дяди, тети, так что, возможно, гены сказываются!

Впрочем, в юности Надя Акатьева категорически не хотела идти работать на железную дорогу, но родня поднажала, и девушка стала студенткой заочного отделения Ковровского колледжа транспортного строительства по специальности «Организация движения поездов и управление производственным процессом». А так как обучение было заочным, то мама устроила Надю на работу — сигналистом на станцию Владимир. Несмотря на звучное название, суть работы сигналиста более чем прозаичная. И целых шесть лет Надежда закрепляла составы на станции тормозными башмаками, днем и ночью, зимой и летом, в любую погоду. А уже после того, как сигналист Акатьева окончила колледж, вышла замуж (кстати, ее муж Максим Очерет работает на той же железной дороге машинистом) и родила любимую дочку Ксению, она, уже зная о работе железнодорожника не понаслышке, стала трудиться сменным дежурным по станции Новки.

Надо сказать, что работать в качестве дежурного Надежда начала с фамилией Очерет. Но потом в одночасье сменила фамилию мужа на девичью, причем и себе, и дочке!

Нет-нет, тут не было никакой семейной драмы. Просто в Камешковской средней школе № 1 ученицу Ксению Очерет записали в группу обучения немецкому языку. А на английский определили ее одноклассников, чьи фамилии начинались на буквы первой части русского алфавита. Переговоры с руководством школы не помогли: на немецкий и точка! А очень хотелось, чтобы дочка учила английский. И тогда Надежда Михайловна нашла нестандартное решение проблемы: она официально вернула себе девичью фамилию, заодно дав ее и дочке. Для этого пришлось переоформить множество документов и потратить массу времени. Но в итоге второклассница Очерет стала Акатьевой, переместившись в самое начало списка учеников, и стала-таки учить английский. Вот такие характер и сила воли, которых железнодорожникам не занимать. Можно добавить, что Надежда еще и вуз окончила без отрыва от производства, и не какой-нибудь, а владимирский филиал РАНХиГС.

Станция Новки имеет более чем полуторавековую историю. Она появилась в начале 1860-х гг., причем для ее устройства с немалым трудом удалось выкупить земельный участок у местного помещика Владимира Собакина. Барин, отставной штабс-капитан лейб-гвардии Драгунского полка, никак не хотел продавать часть своего имения под станционные постройки и пути, заломив непомерную цену. Однако помог случай: крепостные слуги, над которыми скупой и своенравный помещик безнаказанно тиранствовал долгие годы, задушили помещика и отправились в Сибирь в вечную каторгу, а его наследники, обрадованные свалившимся с неба богатством, не стали упорствовать и продали железнодорожникам землю при деревне Новки под станцию по приемлемой цене. От времен царя-освободителя Александра II остался новкинский вокзал.

Станция с полуторавековыми традициями как нельзя лучше подошла для Надежды Акатьевой с ее путейскими корнями. Работа ей очень нравится.

- Прихожу на свое рабочее место и понимаю, что это мое! — улыбается потомственная железнодорожница в третьем поколении.

И это несмотря на сменный характер работы: не только с семи утра до семи вечера, но и с семи вечера до семи утра. Причем ночью работать сложнее.

- По ночам порой спать очень хочется, — признается Надежда Михайловна. — И хотя приучила себя перед ночной сменой отсыпаться днем, все равно природу не обманешь, и когда все спят, бдить нелегко. Но если надо — значит надо…

Самые тяжелые дни в карьере дежурного по станции Новки Н. М. Акатьевой выдались после тяжелой железнодорожной аварии 16 ноября 2020 года, когда в Новках сошли с рельсов 12 цистерн с мазутом. Это случилось не в ее смену, но Надежда Михайловна сразу же ночью вышла на работу и потом трудилась с полным напряжением сил, помогая коллегам, не считаясь со временем.

На станции Новки большое внимание уделяется соблюдению правил и норм безопасности, хотя трагические происшествия порой случаются и там. Недавно там скоростным поездом был смертельно травмирован пенсионер, переходивший пути, не глядя по сторонам. Оказалось, что ранее он работал железнодорожником! Может быть, поэтому и шел так уверенно. Но железная дорога — территория повышенной опасности и беспечности не прощает никому.

Еще один нюанс. В поселке Новки, где преобладает одно- и двухэтажная застройка, с башни поста электрической централизации видно на километры окрест. Поэтому порой это сооружение «работает» еще и в качестве… импровизированной пожарной каланчи! Увидев дым, дежурные по станции привычно вызывают огнеборцев. Буквально утром того дня, когда автор этих строк пообщался с Н. Акатьевой, она в очередной раз вызвала пожарных, усмотрев загорание на окраине поселка. Вот такие они, потомственные железнодорожники. Как говорится, на все руки…

208