Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

02.07.2021 09:54 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Защищая прибалтийское небо

Автор: С. КУДРЯШОВА

Один из наших земляков, принявших участие в сражении с врагом с первых дней войны, — бывший учитель и заведующий Серебровской школы Петр Сергеевич Панков.

Он родился в 1914 году в д. Петухово Савинского района. После окончания Ковровского педагогического училища в 1934 году был назначен учителем Серебровской начальной школы, а затем с 1937-го по 1939-й был ее заведующим. В 1939 году призван в армию. Служил в 6-й смешанной авиационной дивизии в 40-м скоростном бомбардировочном авиационном полку, который базировался в г. Виндаве (Латвия).

22 июня 1941 года немецкая авиация атаковала 11 советских аэродромов Прибалтийского военного округа, в том числе и Виндаву. Немецкие летчики отмечали, что при первой атаке бомбили совершенно незамаскированные самолеты, стоявшие на аэродроме, как на параде. Еще вечером 21 июня в штабы приграничных округов была отправлена так называемая Директива № 1, гласившая: «войскам быть в готовности отразить нападение, но не поддаваться на провокации». Получив такое указание, большинство командиров авиационных частей не позволили своим пилотам атаковать самолеты люфтваффе во время первых немецких налетов. Не решился отдать приказ на отпор агрессору и командир 6-й авиадивизии Иван Логинович Федоров, которому подчинялся 40-й

авиаполк (командир И.Е. Могилевский).

Но все же попытки ответить ударами по системе базирования ВВС противника были. Бомбардировкам подверглись Тильзит, Вишвилл, Жиллен. 40-й бомбардировочный авиаполк совершил налеты на Кенигсберг и Мемель.

Это был первый удар советских бомбардировщиков по военным объектам в тылу противника. Немецкие источники не опровергают эти налеты, но указывают на отсутствие каких-либо значимых результатов бомбардировок.

События в Прибалтике развивались стремительно. 40-й авиаполк перебросили в район Таураге для поддержки с воздуха 125-й стрелковой дивизии, оборонявшей этот город. В журнале боевых действий 1-й немецкой танковой дивизии отзыв об этих бомбардировках был краток: «Наше истребительное прикрытие эффективно, отдельные бессистемные бомбежки со стороны русских».

Уже к вечеру 22 июня 1941 года войска получили Директиву № 3 — «нанести концентрированные удары по противнику на сопредельной территории и овладеть городами Сувалки и Люблин». В тяжелых условиях первого дня войны полку приходилось вести боевые действия при подавляющем превосходстве вражеской авиации, в результате он нес большие потери. Под Сувалками были сбиты 9 самолетов. Потери личного состава — 27 человек, из них один попал в плен, двое вернулись в часть, один перешел на сторону противника, остальные погибли.

К утру 23 июня 40-й полк перебазировался на аэродром Биржай и был настолько обескровлен, что не сделал ни одного боевого вылета.

Всего за три дня боевых действий советская авиация в этом районе потеряла 921 из 1078 своих самолетов, и тем не менее именно ВВС Северо-Западного фронта оказались едва ли не единственным средством противодействия наступлению немцев с плацдармов на Западной Двине. Именно их воздействие упоминается в немецких документах чаще всего.

Противодействуя наступлению Манштейна на Даугавпилс, 25 июня 1941 года младший сержант, воздушный стрелок-радист 40-го скоростного бомбардировочного авиационного полка Пётр Сергеевич Панков сгорел вместе с самолётом во время боя с противником в районе Кедайняй. Он погиб, защищая прибалтийское небо и разделив с однополчанами трагическую судьбу первых дней Великой Отечественной войны, до предела насыщенной борьбой с превосходящим по силе противником.

При написании статьи использованы материалы печатных и электронных ресурсов

12