Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

04.06.2021 09:42 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Презентация на болоте, что в Пропастищах

Автор: М. ОДИНЦОВ

В минувшую субботу, 29 мая, состоялась презентация новой книги «Погост на болоте, что в Пропастищах», посвященной истории старинного Дмитриевского погоста, расположенного на территории нынешнего Брызгаловского сельского поселения. Ее авторами стали журналист и краевед Николай Фролов и директор историко-краеведческого музея Ковровского района, кандидат исторических наук Элла Фролова.

Книга «Погост на болоте, что в Пропастищах» авторов Николая и Эллы Фроловых выпущена при содействии администрации Камешковского района тиражом в 1000 экземпляров.

Издание, отпечатанное в цвете на качественной мелованной бумаге, содержит множество иллюстраций, некоторые из которых публикуются впервые. В написании книги использовались многочисленные документы из Государственного архива Владимирской области.

Презентация книги прошла непосредственно в Дмитриевском погосте. В ней приняли участие авторы, глава администрации Камешковского района Анатолий Курганский, его заместитель по соцвопросам Наталья Терентьева, начальник управления делами райадминистрации Наталья Наумова, глава администрации МО Брызгаловское Дмитрий Соловьев, благочинный Камешковского района иерей Георгий (Фридман), настоятельница Богородице-Рождественского монастыря матушка Александра (благодаря этой обители храм Дмитриевского погоста сегодня возрождается), директор РДК «13 Октябрь» Ирина Веретенова, директор МУК «ЦБС» Галина Манушина, жители окрестных селений, а также Ковровского, Камешковского и Вязниковского районов.

Авторы рассказали о своей новой книге. Дмитриевский погост — один из духовных центров нынешнего Камешковского края, известен с давних пор. Точное время его основания никто не знает. Скорее всего, он существовал еще во времена Ивана Грозного и даже ранее. Однако первые документы о нем относятся к 1630-м гг., когда там был выстроен деревянный храм в честь святого Дмитрия Солунского. Погост находился на возвышенности посреди обширного болотистого места, которое с давних пор именовалось как «Пропасти» или «Пропастищи», а то и просто — «Болото». В соответствии с данной спецификой Дмитриевский погост и именовался «что в Пропастищах» или «на Болоте», причем по епархиальному ведомству название «Дмитриевский погост, что в Пропастищах» оставалось официальным вплоть до конца 1910-х гг.

Первоначально деревянная церковь представляла собой шатровый храм широко распространенного в ту пору архитектурного типа. При ней имелась небольшая деревянная звонница с колоколами. Церковный причт состоял из настоятеля-священника, дьячка, пономаря и просвирницы — женщины, выпекавшей просфоры, необходимые для проведения церковных служб. В начале 1737 года деревянная церковь сгорела. После этого настоятель священник Федор Васильев и церковный староста Иван Федоров подали в Нижегородский архиерейский казенный приказ прошение о строительстве «на погорелом месте» новой церкви во имя того же святого. В 1738 году они обратились уже в Синодальный казенный приказ с просьбой предоставить указ о выдачи освященного антиминса и освятить новопостроенный храм Дмитриевского погоста Вязниковской слободы «николаевскому попу» Димитрию Иванову. 10 декабря 1738 года соответствующий синодальный указ был выдан с формулировкой «дать о посвящении указ и освященный антиминс». 12 декабря 1738-го соответствующий указ был выдан «Ярополческой десятины Вязниковской слободы Николаевскому попу (теплой каменной Никольской церкви) Димитрию Иоаннову по прошению оной Ярополческой десятины погоста Пропастищ старосты церковного Ивана Федорова». После этого во второй половине декабря того же года новая деревянная церковь в честь Дмитрия Солунского была освящена. Она простояла более семидесяти лет и была заменена уже каменной, сооружение которой началось в 1805 году.

К 1812 году новая каменная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери с теплым приделом во имя святого великомученика Димитрия Солунского была построена и освящена по благословению епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта (Троепольского) в июне того же года — накануне Отечественной войны. Остается загадкой, почему вместо веками существовавшего в погосте Димитриевского храма, давшего ему имя, новая каменная церковь была освящена в честь Владимирской иконы Божией Матери. Возможно, это стало следствием желания кого-то из крупных жертвователей из числа прихожан. По стечению обстоятельств нынешний престольный праздник церкви Дмитриевского погоста в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери совпадает с Днем воинской славы России — годовщиной Бородинского сражения.

Новый каменный храм возвели об одной главе с уже архаичной по тому времени шатровой колокольней. Много позже, уже во второй половине XIX века, к церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери был пристроен и второй придел — во имя святителя и чудотворца Николая. Он тоже был «теплый», то есть отапливаемый, и церковные службы проводились в нем в зимнее время.

В книге приведены сведения о 17 настоятелях храма Дмитриевского погоста — с первой трети XVII столетия и вплоть до закрытия храма в 1930-е гг. Последний священник погоста Яков Алексеевич Зяблицкий был репрессирован и расстрелян в феврале 1938 года. Рассказывается там и о приходских селениях погоста: деревнях Новки, Волковойно и Шухурдино.

Выступающие, в том числе А. Курганский и о. Георгий, подчеркнули значение подобных историко-краеведческих изданий для изучения своей малой родины, воспитания патриотизма и любви к родному краю. А затем все присутствующие получили новую книгу о Дмитриевском погосте с автографами авторов.

149