Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

19.02.2021 11:07 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Четверть века «на броне»

Автор: К. ДЕНИСОВА

Кадровый офицер, подполковник в отставке Николай Черненко служить своей стране не перестал, даже когда ушел на заслуженный отдых — 15 лет он занимается общественной работой.

Николай Андреевич признается, что во время своей службы совсем не видел больших городов, жить всегда приходилось в гарнизонах — то среди палящего солнца и песков, то в тайге, переезжать в буквальном смысле с одного конца страны на противоположный — с юга на север, с запада — на восток. В этих бесконечных, казалось бы, переездах и прошли 25 лет его службы.

Николай Андреевич родом с северного Казахстана, там окончил школу, затем Петропавловский экономический техникум. В 1968 году его призвали в армию. Отслужив, он решил поступить в Свердловское высшее военное танковое училище. Первым местом службы молодого офицера стал Уральский военный округ. В танковом полку его назначили заместителем командира роты, затем перевели в Киевский военный округ — тоже заместителем командира в учебную танковую дивизию. В 1979 году в связи с афганскими событиями Н. Черненко и других офицеров в составе только что сформированной новой дивизии отправили в Туркестанский военный округ, в г. Термез, на границу с Афганистаном.

- Часть стояла на нашей стороне, мы охраняли порт Хайратон и г. Пули-Хумри. Пускали наши колонны, технику через понтонную переправу. Служить там было сложно в моральном плане. Во-первых, непосредственная близость с боевыми действиями накладывает на всех свой отпечаток, во-вторых, работа с личным составом становится постоянной. За ребят начинаешь переживать. Одна мысль о том, что кто-то из них может отправиться домой не сам, а в «закрытом ящике», заставляет относиться к ним с особенной теплотой, по-отечески беречь, — говорит Николай Черненко.

На границе с Афганистаном он прослужил до 1981 года. Затем его перевели в группу советских войск в Германии, а через 5 лет отправили на Дальний Восток. Там три года службы пролетели на озере Хасан, и больше 3,5 лет — на озере Ханка на российско-китайской границе.

За 25 лет службы было много всего: постоянные стрельбы, вождение, учения, маневры, командировки по полмесяца и по полгода в разных местах. Шутка ли — четверть века на броне! Но все это время, признается Н. Черненко, рядом с ним была его семья.

- Немногие, как мы с супругой, смогли прожить столько в браке. Жена военного — это профессия, ей приходится всю жизнь ждать, быть под постоянной нагрузкой, под прессом обстоятельств. Мы на полигонах, а они дома,

воюют с бытовыми неурядицами, порой, без света, воды, удобств, — рассказывает Николай Андреевич.

Когда приехали на Дальний Восток, первые три месяца семье с детьми приходилось жить в офицерском клубе на втором этаже, спали на армейских койках. На войне как на войне, но есть конечно, и хорошие стороны. По словам Николая Андреевича, у военных, особенно в таких отдаленных гарнизонах, где ему пришлось служить, есть одно негласное правило: всегда друг за друга стоять горой, никогда не бросать сослуживца в беде. В каждом военном округе, где бы ни служил Николай Андреевич, у него остались хорошие друзья. С сослуживцами он поддерживает общение, до пандемии они приезжали к нему в гости, а самого его ежегодно приглашают в дальневосточную часть, даже присылают проездные документы. Но, признается мужчина, возраст и здоровье уже не позволяют лететь за девять тысяч километров на другой конец страны.

Самым тяжелым периодом в работе, по мнению Н. Черненко, стали перестроечные и 90-е годы.

- Легкой службы вообще не бывает. Но лично мне было сложно работать, когда в 90-е возникали конфликты на почве межнациональных отношений. В части служили представители 38-47 национальностей, молодежь приходила с совсем другими взглядами, не то, что в советское время, где все жили в мире и ощущали себя частью целого… В этот период и отношение к военным со стороны государства было, мягко говоря, неуважительным. Я слышал, что офицеры, которые служили в городах, даже приезжали на службу в гражданской одежде… А сокращение в 1992 году сильно подкосило российскую армию, из нее ушли многие кадровые офицеры.

В трудном 1992-м подполковник Черненко вышел в отставку и пере-

ехал в Камешково. Здесь он проработал 25 лет уже «на гражданке», сначала на фабрике, потом в налоговой инспекции, в охранной организации, а последние 11 лет — на одном из предприятий района, стал заниматься общественной деятельностью. Всего три года, как он вышел на пенсию. 15 лет Николай Андреевич является председателем уличного комитета ул. Заозерной. Благодаря его стараниям жизнь в микрорайоне становится комфортнее, но еще есть куда стремиться. Он уверен: Заозерной нужны хорошие дороги, водоснабжение от городской водопроводной сети и дальнейшее благоустройство улиц. А это значит, совсем уходить на отдых слишком рано…

55