Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

15.02.2019 09:29 Пятница
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Большой человек» для малой родины

Автор: К. ДЕНИСОВА

13 февраля 80-й день рождения отпраздновал Г.Н. Затеев.

Геннадия Николаевича, наверное, знает каждый житель Брызгаловского сельского поселения, да и во всем районе он личность небезызвестная. Его малая родина — д. Назарово, кстати, живет он там и сейчас. В большой семье Затеевых было четверо сыновей, Геннадий — младший. В его семейном архиве сохранилось фото, сделанное в 1940 году. На фотокарточке счастливая «зарисовка» довоенной жизни: совсем маленького — годовалого — мальчика Гену держат на руках мама и папа… Через год отец и двое старших братьев ушли на фронт.

Отец был несколько раз ранен, воевал от начала и до победного дня, дошел до Германии, вернулся домой, но прожил недолго. Старший брат тоже вернулся раненым, когда был в отпуске, привез младшему подарок — гармонь, которая повидала много веселых праздников и сохранилась в семье до сих пор. Второй брат «добивал» врагов в войне с Японией в 1945-м. «Мы, подражая взрослым, конечно, тоже играли в войну, «били немцев», — вспоминает Г.Н. Затеев, — а у отца и братьев было столько наград, когда они вернулись, что в одном из ящиков комода за ними не было видно дна!»

После войны Геннадий пошел в школу, окончил семилетку. Сосед по деревне предложил пристроить его в техникум, мол, помогу, позабочусь, но молодой парень думал не об этом. Он уже давно мечтал поступить в ремесленное училище, потому что привлекала его… особая форма студента! Она, действительно, была красивой — темно-синие брюки, черные фуражка и шинель, петлицы, металлические пуговицы и поясной ремень. Из колхозов в то время выпускали плохо, рабочая сила нужна была всегда, но ему удалось уехать на учебу в Ковров. А через какое-то время к маме пришли деревенские женщины и буквально огорошили ее: «Вера, твой младший-то большим человеком в Коврове стал! Его фотография в городе на доске почета висит!» Это было неожиданностью, несмотря на то, что учился сын очень даже неплохо. Как потом выяснилось, юноша пошел в фотоателье, просто сфотографировался там, а его снимок, как один из удачных образцов работы фотографа, разместили на стенде у входа в ателье в центре города. Вот такая оригинальная оказалась «доска почета»!

Но «большим человеком» Геннадий Николаевич для своей малой родины все-таки стал. Уже на втором году в «ремеслухе» он делал токарно-винторезные станки. Учился прилежно, и за хорошую учебу его отправили в санаторий трудовых резервов в Крыму, где отдыхала самая перспективная молодежь со всего Советского Союза. А в 1957 году в его трудовой книжке в графе «место работы» появилась первая запись: «Почтовый ящик 22». И только посвященные знали, что это механический завод. Геннадий Николаевич вспоминает, что рядом с цехом был еще один, и туда по утрам завозили составы с лесом, а по вечерам с другой стороны отправляли вагоны, крытые брезентом. Многие долгое время думали, что внутри цеха лесопилка… Вот это конспирация!

Осенью 1958-го он отправился в армию, служил три с половиной года под Москвой в гвардейской правительственной дивизии. Полтора года был танкистом, два остальных — в штабе полка помощником зам командира по тылу. Демобилизовался весной, но на завод вернуться ему было не суждено. Он женился на девушке Азе, которая дождалась его из армии и работала тогда в аптеке в Брызгалове. Какой уж тут Ковров! Устроился на местную фабрику, поступил в техникум, вступил в партию, прошел трудовой путь от бригадира до председателя фабкома, с 1974 года стал работать главным механиком. Г.Н. Затеев вспоминает, что весь населенный пункт тогда держался на фабрике. Занимались ремонтом, благоустройством, бывало, за поселок от руководства попадало больше, чем за предприятие — не дай бог в садике воды горячей нет! Из пос. Малыгино в те годы провели газопровод, котельную, которая работала на угле, переключили на природный газ, стали газифицировать улицу за улицей. На фабрике к тому времени было около 900 станков, за время работы Геннадия Николаевича их два раза меняли, последними установили чехословацкие.

А однажды на предприятие приехал председатель райисполкома и объявил: «Хватит тут сидеть, пора на выборную работу идти!» Даже подумать толком не дали, на другой день кандидатура Г.Н. Затеева была уже согласована с райкомом КПСС. Так Геннадий Николаевич на 20 лет стал председателем поселкового Совета в Новках. Один раз его выбирали депутаты, потом всегда поддерживал народ. Через неделю после назначения у станции Новки заасфальтировали площадь. Стали заниматься строительством. В то время люди, работавшие на ПМС, в основном жили в железнодорожных вагончиках на выезде из Новок. Конечно, условия жизни оставляли желать лучшего. Вместе с районным руководством составили трехлетний план. Около автобусной остановки возвели кирпичный трехэтажный дом, на месте вагончиков построили еще несколько зданий.

Затем стали обустраивать очистные сооружения, ремонтировать дороги, защебенили все улицы в Новках и в пос. им. К. Маркса. Удалось это, кстати, благодаря случаю. В кабинет к Г.Н. Затееву однажды пожаловал зам начальника Горьковской ЖД, чтобы поинтересоваться, как дела — может, помощь нужна? И Геннадий Николаевич воспользовался моментом. Рассказал, что в Новках делают дороги, но щебенки мало (она тогда везде была в дефиците, но у ЖД имелась вдоволь), много улиц остаются ущемленными, нельзя ли на поселок один вагончик выделить?.. Заместитель начальника оказался понимающим человеком и «выписал» вместо одного аж три вагона, да и потом разрешал брать щебенку на нужды поселка. Затем стали газифицировать населенный пункт. С северной стороной проблем не возникло, а вот провести газ в южную часть так и не удалось: заказали проект, его пришлось переделывать, не было подходящей техники, потом поменялись нормативы. Да и вся жизнь к тому времени кардинально изменилась — прошла перестройка и девяностые, начались нулевые… В 2002 году Геннадий Николаевич вышел на заслуженный отдых.

Но отдыхать он, конечно, не стал — не привык. Сделал сам ульи, начал разводить пчел. Геннадий Николаевич уверен, что за этим занятием возраста не замечаешь: как зароятся весной, куда вся усталость девается! С апреля по конец июля у него одна забота, а в остальное время он ездит подлечиться в санатории, был и в Пенкино, и в Крыму, часто выезжает в Ковров. У Г.Н. Затеева двое сыновей, внук и внучка, много друзей и знакомых. Несмотря на годы, ему нравится общаться и узнавать новых людей, жить так, чтобы было что вспомнить. И у Геннадия Николаевича это получается.

27