Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

02.02.2018 12:35 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Боевой путь Федора Французова

Автор: С. КУДРЯШОВА, Ю. ЕПИШИН

Б. Французов. Автопортрет

2 февраля в Камешковском районе открываются ежегодные дни памяти, посвященные нашему знаменитому земляку, художнику-графику Борису Французову. Свое детство он провел в деревне Зауичье с дедушкой и бабушкой. Его мамы не стало в 1942 году, а вот о судьбе отца – гвардии сержанта Федора Французова – до недавнего времени было известно немногое. Он считался пропавшим без вести. Проведя основательную работу с документами и источниками, сотрудники районного историко-краеведческого музея пришли к другому выводу.

Главная версия РВК

Федор Иванович родился в 1912 году в д. Зауичье. В Красную Армию его призвали 24 июня 1941 года, служил стрелком. Почтовая связь с ним прекратилась 20 января 1943-го. В июне 1946-го военный комиссар Камешковского РВК капитан Кошутин отправил в Москву в управление по учету потерь донесение о 190 разыскиваемых уроженцах Камешковского района, пропавших без вести в Великую Отечественную войну. В справке, приложенной военкомом к донесению, значилось: «Считаю возможным признать Ф.И. Французова пропавшим без вести в марте 1943 года». Через три месяца, в августе 1946-го, извещение о пропаже без вести Ф.И. Французова выдали на имя его шестилетнего сына Бориса.

В Камешковской Книге Памяти Федор Иванович значился пропавшим без вести, в Книге Памяти МО Сергеихинское была аналогичная информация. Но готовя издание про сергеихинских воинов, сотрудники музея изучили пять справок в фонде «Мемориал» на имя Ф.И. Французова. Тогда, в 2013-м, опубликовать их не решились, так как данные были не совсем ясны. Специалисты рассматривали несколько версий боевого пути Федора Ивановича Французова. Подтвердилась главная из них – четвертая, она имеет отношение к событиям лета 1942-го и конца января 1943-го.

В боях — стрелковые

дивизии

Федор Иванович попал на Южный фронт и воевал в 30-й Иркутской трижды орденоносной имени Верховного Совета РСФСР стрелковой дивизии, одной из старейших в Красной Армии. В 1941 году в нее входили 35-й, 71-й и 256-й стрелковые полки и другие подразделения. Федор Иванович воевал в 71-м стрелковом полку.

В июле 1942 года фашисты рвались к Сталинграду и на Кавказ. В составе Черноморской группы

войск Закавказского фронта 30-я Иркутская и ее стрелковые полки вели оборонительные бои в районе Краснодара. 7-14 августа 1942 года была проведена Армавирско-Майкопская оборонительная операция Северо-Кавказского фронта. Иркутская дивизия обороняла Краснодар сначала на правом, а затем и на левом берегу реки Кубань. Сражаясь с врагом, советские войска отступили в район Лысой горы на побережье Черного моря. Фашисты захватили и оккупировали Краснодар 12 августа 1942 года. Они тут же обагрили руки в крови, и в скором времени именно в Краснодаре появилось новейшее немецкое изобретение для русских и евреев — «душегубки».

За боевые заслуги 30-я Иркутская стрелковая дивизия 18 декабря 1942 года была преобразована в 55-ю гвардейскую стрелковую дивизию, а ее полки переименованы в гвардейские. К этому времени Федор Иванович был гвардии младшим командиром взводов — сержантом или старшим сержантом. Он являлся помощником командира, а в случае выбытия офицера — выполнял его обязанности.

В начале 1943-го дивизия входила в состав 11-го гвардейского стрелкового корпуса 56-й армии Северо-Кавказского фронта и вела бои на Краснодарском направлении с целью освобождения Северского района Краснодарского края. После Сталинградского разгрома и пленения 6-й армии Паулюса 2-3 февраля 1943 года отступающая с Северного Кавказа 17-я армия пыталась во что бы то ни стало удержать «Кубанский плацдарм», как его называло гитлеровское командование.

Почтовая связь Федора Ивановича Французова с родным домом поддерживалась до 20 января 1943 года. После этого она прервалась и больше не возобновлялась. Фронтовое письмо из Краснодарского края до д. Зауичье могло идти 5-6 суток. Следовательно, последнее письмо было написано 14-15 января 1943 года.

А 16 января начались кровавые бои за станицу Калужская и Северский район. В этот день была успешно прорвана оборона противника и освобождены 13 населенных пунктов. Первыми в станицу ворвались солдаты 166-го гвардейского полка гвардии подполковника И.М. Ковалева. Этот полк атакой подразделений прорвал первую линию обороны противника и обратил его в бегство. Было уничтожено и рассеяно около роты фашистов, взяты немалые трофеи. В последующие дни начались упорные бои с контратакующим врагом, который использовал танки.

28 января в районе хутора Новый Сад, расположенного в 23 километрах от Краснодара, в бою погибли три человека и несколько были тяжело ранены, среди них — сержант Французов. Федор Иванович умер от ран 31 января 1943 года в 61-м медицинско-санитарном батальоне в станице Калужской. Поскольку в данных донесения на Ф.И. Французова отсутствовали сведения о годе его рождения и местожительстве семьи, извещение 61-го гвардейского медсанбата в Камешковский РВК не было выслано. Вот почему младший командир Французов был признан пропавшим без вести. В послевоенном донесении от 10 ноября 1952 года в Москву о безвозвратных людских потерях четырех стрелковых дивизий 28-й армии была справка на Федора Ивановича Французова, в графе «примечания» карандашом вписан 1921 год рождения. Указание на этот год рождения является непреднамеренной ошибкой регистрации данных, в графу нужно было вписать 1912-й.

Захоронен в центре станицы

Ф.И. Французов был изначально захоронен в 1943-м в братской могиле №10 на северо-восточной окраине станицы Калужской. В этом же году всех умерших в 61-м медсанбате перезахоронили в братскую могилу в центре станицы Калужская. На 12 мемориальных досках — по числу могил первоначального захоронения — значатся имена погибших.

Сотрудники историко-краеведческого музея изу-

чили справки, в которых содержались ошибки регистрации данных на Федора Ивановича Французова. Это обычные описки – нелепые, случайные и разновременные. Так историкам стала понятна фронтовая судьба Ф.И. Французова. Его сыну — Борису Федоровичу Французову — так и не довелось узнать правду о том, что его отец не пропал без вести, а погиб от ран, полученных в бою.

26