Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

12.05.2017 10:23 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне»?..

Автор: Н. ГРИШИНА

Почему-то с годами события далеких лет встают перед глазами ярче и зримей, чем вчерашний день. Вспоминаются такие детали, о которых, кажется, в памяти не должно остаться и следа. И далекое прошлое уже не представляется таким далеким.

Мария Александровна Власова прожила длинную и нелегкую жизнь. 28 марта она отметила свой 90-й год рождения. О себе рассказывает так, словно прядет пряжу: ровно, неторопливо. А в глазах нет-нет да и вспыхнет озорной огонек, как будто к ней возвращаются годы детства и юности.
Маша Игошина (ее девичья фамилия) родилась в с. Усолье. В семье была четвертым, последним, ребенком. Отец умер вскоре после ее рождения, поэтому старшим детям пришлось рано попробовать вкус самостоятельной жизни. Сия чаша не миновала и Марию. Ее трудовая деятельность началась с 12-ти лет.
Она до сих пор отчетливо помнит, как принесла матери в поле обед, а сама взяла серп и попыталась им жать рожь. Мать начала ругаться, боясь, что дочь поранится, но у девочки все получилось. И после этого, пока мама отдыхала, Маша потихонечку вместо нее жала полосу. И так наловчилась, что ее стали брать на жатву помощницей, а потом уже полноправным членом бригады. А норма была – 10 соток на человека.
В Усолье в те годы было создано коллективное хозяйство «Красное Усолье», позднее объединившееся с колхозом д. Сереброво. Подростки заготавливали чурки для трактора. Были такие первые машины, которые, как паровозы, работали на пару. Летом – сенокосная пора. Усольские луга — заливные, так девчонки, чтоб не на себе скошенную траву таскать, приспособились на лодке ее вывозить по воде. Набьют суденышко и волокут в горку, где посуше. Конечно, тоже тяжело, но зато производительней получалось.
В колхозе сажали пшеницу, рожь, лен, просо, гречиху, ячмень. Были и огороды с огурцами, капустой. Усольская капустная рассада до сих пор славится. И все это надо было полоть, рыхлить, поливать. Так что для деревенских детей дело находилось в любое время года. И трудодни им наравне со взрослыми начисляли.
Окончив семилетку, Мария подала документы в медучилище. Но старшая сестра высказалась против: «Я одну выучила на учительницу, вторую не потяну». Так и решилась ее дальнейшая судьба – остаться работать в колхозе. Тем более, что у матери здоровье стало сдавать. Старшая сестра работала в Коврове на военном заводе, а когда началась война, дома бывала редко.
Потом, конечно, все жалели, что не дали девушке возможность получить хорошую профессию, но сделанного не вернешь…
Даже о самых тяжелых временах Мария Александровна рассказывает с вдохновением. О том, как их посылали в Гусь-Хрустальный район на торфоразработки, в Вязниковский – на лесоповал. Везде работали на совесть. За перевыполнение плана по валке леса Марию Игошину и членов бригады пообещали даже наградить: выдать премию чулками. Но никаких подарков девушки так и не дождались.
- Я рослая была, сильная, — вздыхает Мария Александровна, — наверно, по-
этому меня всегда на самую тяжелую работу отправляли. Знали, что справлюсь. Только когда замуж в 48-м вышла, вроде как пожалели. Перевели работать «сливачом». С частников собирала молоко с каждой дойки, где-то литров по 200 выходило, и возила его на лошади в Брызгалово на переработку. Вот эти 5-6 бидонов молока нужно было на телегу закинуть, а потом стащить. Но работа считалась легкой.
Муж Марии, Сергей Васильевич Власов, с фронта пришел инвалидом. Одна нога не гнулась после ранения. Работал на фабрике им. К. Маркса. В 1959 году уже с четырьмя детьми Власовы переехали в фабричный поселок. Пятый ребенок родился уже здесь. В Усолье продали свое хозяйство и на вырученные деньги за два месяца выстроили дом. Торопились, потому что временно жили у родителей мужа, где и без них народа хватало.
И на фабрике работа у женщины была не из легких — заряжальщица. Тяжелый физический труд все же дал о себе знать. Стало пошаливать здоровье. А тут еще муж погиб. Хватило невзгод в судьбе Марии Александровны. Не каждый бы выдержал. Но, наверно, в борьбе с ними и закалился характер, за них и дарованы ей долгие годы в покое и заботе со стороны близких.
Мария Александровна и сейчас живет в своем доме с дочкой. Ветеран труда, награждена медалью «За доблестный и самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны», что приравнивается к званию ветерана войны.
- Хорошо сейчас жить, — признается она. – Здоровья бы только побольше да покрепче.
И мы от всей души желаем Вам, Мария Александровна, здоровья!

38