Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

21.04.2017 09:10 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Эта «война» изменила каждого

Автор: К. ДЕНИСОВА

Николая Григорьевича Шутова призвали на службу из запаса в 1988 году. 

Ему, как и многим ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, исполнилось тогда 32 года, он был женат и растил двоих детей. Из военкомата отправили на сборы во Владимир. Там он и узнал о том, что едет в Чернобыль — за несколько минут до отъезда. По известному маршруту через Москву, а затем Киев, добрались до места дислокации – в село Ораное.
Особое впечатление на Николая Григорьевича произвел реактор и саркофаг, возведенный над ним – здание, у которого нет ни окон, ни дверей, девятиэтажка свинцового цвета. Находиться рядом с ним было жутко. Николай Григорьевич работал в роте специальной обработки, вывозили зараженный грунт – переносили, складывали в кучи, а затем отправляли на могильники. Каждый день трудились, бывало, уходили в наряд, как в армии, все по распорядку. В физическом плане было не особо тяжело, но голова болела постоянно. Радиационный фон давил, и когда находились в военном городке, и на самой станции. Всего в зоне катастрофы Николай Григорьевич провел 67 дней, вернулся домой в октябре. В двухтысячных его наградили орденом Мужества.
Николай Григорьевич рассказывает о своей роли в ликвидации аварии сдержанно и кратко. Таких, как он, были сотни и тысячи. Каждый год 26 апреля Н.Г. Шутов встречается со своими товарищами по ветеранской организации. Они вспоминают истории и ужасы Чернобыля, говорят о жизни. По словам мужчины, на Украине аварию на ЧАЭС сравнивают с войной.
Каждый, кто вернулся оттуда, стал совершенно другим человеком.

36