Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

14.04.2017 09:37 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Село Воскресенское, оно же Старое Заозерье

Автор: Н. Фролов

Воскресенский храм (фото Геннадия Халтурина, lubovbezusl.ru)

На юго-восточной окраине Камешковского района среди лесов затерялось село Воскресенское. 

И вроде бы от трассы М7 до него всего лишь каких-то три километра, но зато по труднопроходимой дороге, на которую с шоссе еще и вовремя свернуть надо, так как никаких указателей там нет. Свое нынешнее название данное селение получило по местному храму Воскресения Христова, поэтому Святая Пасха — Светлое Христово Воскресение — для данного населенного пункта праздник вдвойне — великий и престольный одновременно. Правда, постоянных обитателей там осталось немного, и трудно поверить, что когда-то в Воскресенском насчитывалось почти 200 жителей. Данное село в старину имело другое название, и связано оно с несколькими известными в отечественной истории персонами.
В XVII столетии нынешнее Воскресенское именовалось Заозерье из-за близости стариц реки Клязьмы, расположенных севернее этого селения. После того, как помещики Владыкины построили неподалеку сельцо с таким же названием (сегодня это село Русино Ковровского района), село Заозерье стали называть Старым Заозерьем, а владыкинское имение — Новым Заозерьем. Существовало и еще одно наименование Старого Заозерья — Терехово или Терихово. Это селение принадлежало дворянскому роду Акинфовых. В последней четверти XVII века им владел окольничий Никита Иванович Акинфов — тот самый, что возвел сохранившиеся до сих пор каменные храмы в селах Второво и Эдемское. В Старом Заозерье Воскресенскую церковь тоже построил Н. И. Акинфов, только не каменную, а деревянную — в 1706 году. С той поры Старое Заозерье стало именоваться селом Воскресенским.
По первой ревизской переписи 1719 года, проведенной по указу Петра Великого, в этом насчитывалось 4 крестьянских двора, а при храме состоял причт из священника, дьячка и просвирницы. Внук Никиты Акинфова Федор Григорьевич Акинфов в середине XVIII века продал село генерал-майору Федоту Михаиловичу Каменскому, в молодости служившему гоф-юнкером при дворе Петра I. От него данное имение перешло к его дочери Марии Федотовне, вышедшей замуж за бывшего обер-прокурора Святейшего синода, астраханского губернатора действительного статского советника Ивана Онуфриевича Брылкина. Мария Федотовна некоторое время проживала в Воскресенском, где у нее была небольшая усадьба. В 1790-1794 гг. она возвела там каменный Воскресенский храм, вместо построенной еще Н. И. Акинфовым деревянной церкви, которая за восемь с половиной десятилетий изрядно обветшала. Построенная «генеральшей» Брылкиной (так ее именовали по чину мужа, который по «Табели о рангах» считался равным генерал-лейтенанту) церковь стоит в Воскресенском до сих пор. Мария Брылкина скончалась в начале 1800-х гг. во Владимире. Воскресенское унаследовал ее брат — знаменитый полководец, генерал-фельдмаршал граф Михаил Федотович Каменский, герой русско-турецких войн, в 1802 году некоторое время занимавший пост санкт-петербургского генерал-губернатора.
Он несколько раз приезжал в Воскресенское. Об одном из таких визитов рассказал в своих мемуарах князь Иван Михайлович Долгоруков, поэт и литератор, в 1802-1812 гг. служивший владимирским гражданским губернатором. Каменскому требовалось сдать одного из своих крепостных из села Воскресенское в рекруты. Обычно кандидата в новобранцы в рекрутское присутствие (наподобие нынешнего военкомата) отвозил сельский староста. Но граф Каменский пожелал это сделать лично. Появление полководца-фельдмаршала в присутствии стало сенсацией. Губернатор князь Долгоруков об этом писал так:
«При осмотре своего имения нашел он недоимочного рекрута и рассудил сам его поставить. Здесь слово «сам» прошу принять в собственном его разуме, то есть он был отдатчиком своего мужика лично. Это требует подробности потому, что поступок его не только был редкий, но единственный. В назначенный для приема день граф вошел в камеру набора в простом армейском сюртуке. Я вышел к нему навстречу. Он меня поворотил к моему месту. Подали ему кресла. Он не сел и стал у окна, у которого простоял во все то время, пока медик, приемщик и все присутствие осматривало его рекрута. При некоторых сомнениях в годности его со стороны лекаря граф подходил к нему, защищал право свое, утверждал годность мужика на службу, и когда он был принят, граф подошел к присутственному столу и отвесил нам всем большой поклон, какой сделал бы его староста. Я его проводил до сеней и застал в разговорах с матерью отданного рекрута, которая о потере сына неумеренно плакала, а он, утешая ее, твердил: «Как быть, старуха, у тебя еще два сына дома, а у меня всего два, и оба в походе». Кстати, оба сына Каменского были генералами.
После отмены крепостного права земли вокруг Воскресенского купили фабриканты Шорыгины, которые приобрели и село Михайловское близ Спас-Купалищ с дворцом князей Грузинских, отстоящее примерно на 15 верст.
В 1878 году в Воскресенском была открыта земская школа, позже переименованная в начальную, а потом и закрытую — после того, как учить в селе за малолюдством стало некого. К концу 1890-х гг. в селе насчитывалось почти 180 жителей в 39 крестьянских дворах, сейчас же численность населения сократилась в 14 раз.
Церковь закрыли еще до начала Великой Отечественной войны. Последний воскресенский священник Иоанн Петров был арестован и отправлен в сибирскую ссылку, однако чудом выжил, хотя обратно в село уже не вернулся. Сегодня Воскресенская церковь медленно возрождается, там зарегистрирован приход, проводятся службы. Не так давно памятник воскресенцам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны, был перенесен от церковной ограды в центральную часть села. В старинном селе живут по большей части дачники. Название Старое Заозерье там давно позабыто, как и большая часть многовековой истории Воскресенского. И, тем не менее, это очень красивый живописный уголок Камешковского края, благодаря бездорожью сохранившийся в относительной неприкосновенности от издержек цивилизации.

273