Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

08.12.2017 09:29 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Камешковцы в боях за Севастополь

Автор: Ю. Епишин

А.И. Хлебников и П.Н. Качкин

9 декабря в России отмечают День героев. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны боролись с врагом на суше, отстаивали морские рубежи, доблестно сражались и во время обороны Севастополя.

Отражая атаки

противника

22 июня 1941 года немецко-фашистская авиация совершила первый налет на Севастополь и пыталась минировать входы в бухты.

Войска 11-й немецкой армии, командовал которой генерал-полковник Манштейн, в октябре 1941-го с румынскими сателлитами прорвались в Крым и в конце октября-начале ноября предприняли попытку с ходу овладеть Севастополем. Она кончилась провалом.

Героическая оборона

г. Севастополя и главной военно-морской базы Черноморского флота продолжалась 250 дней. 5 января 1942 года в районе Евпатории советским командованием была произведена высадка десанта с целью отвлечения вражеских сил от осажденного Севастополя и Керченского полуострова. Десант состоял из усиленного батальона морской пехоты. Перевозку военных из Севастополя 4 января осуществлял отряд кораблей Черноморского флота¸ к утру следующего дня они были на месте. Во время высадки в районе Евпатории пропал без вести наш земляк П.С. Строганов родом из д. Кирюшино. Петр Сергеевич служил в отдельном батальоне морской пехоты капитан-лейтенанта К.Г. Бузинова.

Десантники овладели южной частью города. Противник направил против них из-под Севастополя дополнительные войска. Штормовая погода помешала оказать помощь краснофлотцам. Три дня они сражались с превосходящими силами противника. Из 700 десантников в живых осталось меньше сотни. Командир десанта К.Г. Бузинов пропал без вести. А 7 января гитлеровцы расстреляли на Красной Горке около трех тысячи жителей Евпатории, принимавших участие в боях, и раненых советских моряков.

В осаде Севастопольский гарнизон насчитывал около 23 тысяч человек и имел до 150 полевых и береговых орудий. Во время генерального штурма Севастополя в состав немецкой тяжелой артиллерии входили орудия до 19-миллиметрового калибра, а также батареи тяжелых гаубиц калибра 305, 350 и 420 миллиметров. Кроме того, имелись два специальных 600-миллиметровых орудия и 800-миллиметровая «Большая Дора». Это «чудовище» имело ствол в 30 метров, а высота лафета равнялась двухэтажному дому. Потребовалось 60 поездов, чтобы доставить его на огневую позицию по специально проложенной железной дороге.

Никогда больше во время Второй мировой войны немецко-фашистское командование не сосредотачивало более внушительных артиллерийских сил, чем для наступления на Севастополь — 208 батарей на фронте длиной 35 километров.

29 июня 1942 года войска 11-й армии Манштейна ворвались в Севастополь, 30 июня – на Корабельную сторону, где развернулись упорные бои за Малахов курган. Положение наших войск было крайне тяжелым. К 1 июля противник блокировал с моря и держал под обстрелом все побережье. Только некоторой части наших воинов удалось эвакуироваться на катерах и других мелких судах. Оставшиеся на берегу защитники Севастополя (около 5500 человек) самоотверженно отражали атаки противника. Борьба продолжалась до 4 июля, а на некоторых участках до 9 июля 1942 года. Часть бойцов прорвалась в горы к партизанам.

Во время защиты береговой линии Севастополя погибли и пропали без вести наши земляки — моторист К.Г. Горбунов из д. Аксенцево (по другим данным из д. Жуиха), электромеханик А.А. Котлов из д. Плясицыно, моторист И.М. Кузнецов из пос. Новки, В.М. Сидоров родом из д. Епишово, старшина 9-й бригады морской пехоты Ю.Н. Андрющенко, у которого родом из Камешкова была жена. Считалось, что телефонист А.А. Комаров, родом из д. Новское, пропал без вести 3 июля 1942-го, по уточненным данным, он был пленен 4 июля 1942-го в Севастополе. 5 мая 1943-го Алексей Андреевич погиб в плену, похоронили его в Германии, в Дортмунде, в общей могиле. А.К. Куракин в Камешковской Книге Памяти не значится. Александр Константинович пропал без вести 3 июля 1942-го. Извещение Бюро потерь выдано отцу из д. Тереховицы.

Судьба В.В. Яковлева из с. Коверино неизвестна. По данным Камешковской Книги Памяти, он пропал без вести в сентябре 1942-го, по данным фонда «Мемориал» еще раньше — 3 июля 1942-го. Согласно другим данным, летом 1942-го он был еще жив, служил в части.

Два товарища

По воспоминаниям нашего земляка, участника обороны Севастополя, выпускника военно-морского училища имени Леваневского сержанта П.Н. Качкина, в первый день войны 45-я эскадрилья ВВС Черноморского флота по боевой тревоге подняла в воздух гидросамолеты МБР–2, их экипажи вели зенитный огонь, отражая атаки противника.

Что касается сержанта Павла Николаевича Качкина, то 45-я авиационная эскадрилья во время осады Севастополя была перебазирована в г. Керчь, и он принял участие в обороне Керченского полуострова.

Особенно отличился при обороне Севастополя товарищ П.Н. Качкина по училищу Александр Иванович Хлебников, родившийся в с. Гольшново, (по другим данным в д. Эдон) Никологорского района Ивановской (ныне Владимирской) области. Он окончил начальную школу в пос. Новки, а в 1939-м — среднюю школу в пос. Савино Ивановской области, поступил учиться в военно-морское училище им. Леваневского.

Лейтенант Хлебников начал войну как штурман и воздушный стрелок скоростного бомбардировщика. В боевых действиях он участвовал с начала Великой Отечественной войны. Мужественно и смело наносил бомбовые удары по врагу. Летал на самолете днем и ночью в любых условиях в составе экипажа вместе с пилотом лейтенантом В.А. Павлушиным. Производил бомбовые удары по живой силе и технике противника. В его наградном листе содержится информация: «Товарищ Хлебников является мастером своего дела. Имеет 25 дневных и 15 ночных боевых вылетов».

За героизм и мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками лейтенанты В.А. Павлушин и А.И. Хлебников были награждены орденами Красного Знамени.

Позднее, 17 июля 1943 года, воюя в составе другого экипажа, лейтенант Хлебников погиб в районе Ялты. При выполнении боевого задания его самолет был сбит и утонул в Черном море.

В Камешковском историко-краеведческом музее хранятся дневниковые записи В.А. Павлушина о фронтовой дружбе с А.И. Хлебниковым, адресованные его сестре Л.И. Хлебниковой, проживающей в пос. Савино на улице, названной в честь ее брата-героя.

54