Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

01.12.2017 09:53 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Доблестно сражались на воде и на суше

Автор: Ю. Епишин

М.И. Валяшов

1 и 5 декабря в России отмечают Дни воинской славы Первая из знаменательных дат связана с победой русской эскадры под командованием П.С. Нахимова у мыса Синоп в 1853 году во время Крымской войны. Вторая – с началом контрнаступления советских войск в битве под Москвой в 1941 году. В преддверии памятных дат мы продолжаем рассказывать читателям о наших земляках — военнослужащих Военно-морского флота СССР, сражавшихся с врагом во время перехода кораблей и личного состава с военно-морских баз Балтийского флота в 1941-м, и героях, участвовавших в боях на Ораниенбаумском плацдарме при защите Ленинграда.

Эвакуация

военных баз

Оборона Моонзундских островов осуществлялась с 6 сентября по 22 октября 1941 года 3-й отдельной стрелковой бригадой 8-й армии Северного фронта и частью береговой обороны Балтийского флота. Красноармейцев было 24 тысячи человек, в то время как немецкое командование привлекло для захвата островов свыше 50 тысяч человек. В октябре гарнизоны советских

войск были эвакуированы на полуостров Ханко (Финляндия). В эвакуации участвовали уроженцы Камешковского района.

Один из наших земляков, чья участь неизвестна, — П.М. Масленников, родившийся в 1920 году в д. Шухурдино. В 1941-м его призвали в ВМФ. Служил дальномерщиком в 24-й береговой батарее на острове Эзель. В октябре 1941-го он пропал без вести. Извещение об этом выдали его жене Н.Л. Пикалевой из д. Брызгалово, работавшей на фабрике им. К. Маркса. На этом же острове служил Н.В. Судаков из д. Волковойно. Письменная связь с ним прекратилась в августе 1941-го. Николай Васильевич считался пропавшим без вести, но, по уточненным данным, 14 октября 1941-го он был пленен и погиб в Финляндии 11 сентября 1942 года от дизентерии. Н.Ф. Яковлев из д. Новая Быковка прислал последнее письмо домой с острова Даго Эстонской ССР. В феврале 1949-го извещение управления по учету потерь выдали его матери.

Военно-морская база Ханко, расположенная на одно-

именном полуострове у входа в Финский залив, с начала войны по декабрь 1941-го была одним из важнейших опорных пунктов на морских подступах к Ленинграду. Общая численность гарнизона к началу вой-

ны составляла 25 тыс. человек. Территория базы подвергалась налетам авиации противника, артиллерийскому обстрелу. Для захвата Ханко финское командование сформировало ударную группу в составе пехотной дивизии, полка береговой и дивизиона тяжелой артиллерии, саперных подразделений и с августа 1941-го – шведский добровольческий батальон. Эта группа поддерживалась авиацией и кораблями.

1 июля войска ударной группы немцев попытались штурмом взять базу, но ее гарнизон отразил все атаки. Длительная осада Ханко сопровождалась артиллерийскими обстрелами. Противник в сутки выпускал от двух до шести тысяч снарядов и мин по объектам базы, 36 раз предпринимал штурм, но безуспешно. После того, как Балтийский флот покинул Таллин, положение красноармейцев стало ухудшаться. Гарнизон оказался в глубоком тылу противника. Обстановка под Ленинградом не позволяла усилить базу, кроме того, приближался ледостав.

Ставка решила эвакуировать Ханко. Переход выполняли в тяжелых условиях. Оба побережья Финского залива находились у противника – на воде действовал флот, поддерживаемый авиацией, были выставлены плотные минные заграждения. За десять дней с базы ушло 9 конвоев. Погибли 27 кораблей из 88-ми и около четырех тысяч человек. Среди них были и камешковцы. Один из них — М.А. Печатнов, родившийся в д. Юрятино. Михаил Александрович служил маскировщиком в артиллерийской батарее отдельного инженерно-саперного батальона. Пропал без вести в ноябре 1941-го. А.И. Хахин из д. Шухурдино служил на Ханко в 18-м отдельном зенитно-артиллерийском дивизионе, погиб при эвакуации. Без вести пропали краснофлотцы — слесарь ремонтной мастерской П.Д. Балдов из с. Гатиха, сапер И.Ф. Баранов, В.Д. Соколов из пос. Камешково. Ошибочно считался пропавшим без вести прожекторист 10-го зенитного дивизиона ПВО М.И. Валяшов из с. Усолье.

На защите

Ленинграда

Воины, эвакуированные с Балтийских военно-морских баз, вошли в состав защитников Ленинграда, который 8 сентября был окружен немецко-финскими вой-

сками. Каждый день город подвергался артиллерийским обстрелам и воздушным налетам. К 11 сентября немцы находились на расстоянии от 2 до 30 км от черты города, но взять Ленинград с ходу им не удалось. В создавшейся обстановке германскому командованию не оставалось ничего другого, как перейти к осаде Ленинграда. 22 сентября Гитлер обещал «стереть город с лица земли». Наиболее тяжелым испытанием для ленинградцев стал голод. Советское командование принимало все меры для продовольственного снабжения города и скорейшего прорыва блокады.

Наш земляк — старшина 2-й статьи А.И. Бурлаков, получивший первое серьезное ранение при переходе лидера эсминцев «Минск» в Крондштадт, во время блокады Ленинграда воевал в 51-й морской бригаде, командовал отделением на Ораниенбаумском плацдарме.

По воспоминаниям А.И. Бурлакова, красноармейцы проникали в расположение немцев, часто ползали за «языком», чтобы получить сведения. За участие в разведке он был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

В одну из таких вылазок Александр Иванович получил второе ранение. Пуля фашистского снайпера пробила спину и застряла в животе, но внутренности не задела. «Ничего, старшина! Еще повоюешь, — похлопал его по плечу хирург, осмотрев рану, — а пулю мы после войны вытащим».

Третье ранение Александр Бурлаков получил в марте 1944-го, когда после разгрома немцев под Ленинградом его бригада высадилась десантом в Прибалтике для борьбы с окруженной немецко-фашистской группировкой «Курляндия». Бой уже подходил к концу, немцы начали сдаваться, и тут разрывная пуля попала ему в коленную чашечку. После этого для А.И. Бурлакова началась госпитальная жизнь, которая длилась больше полугода, затем старшину отправили в отставку, он получил инвалидность второй группы.

В боях на Ораниенбаумском плацдарме при защите Ленинграда героически погибли наши земляки — уроженец д. Истомино разведчик-сапер 48-й отдельной морской стрелковой бригады А.С. Емельянов, командир отделения стрелкового полка А.А. Солоухин из с. Второво, В.И. Прохоров из д. Волковойно, служивший в 1-м отдельном истребительном батальоне морской обороны. Не вернулся из боя под Новым Петергофом стрелок отдельного стрелкового батальона Ижорского укрепленного района Н.Д. Ермаков родом из с. Коверино. К.А. Кулев, уроженец с. Каменово, умер 20 октября в военно-морском госпитале № 37 г. Ораниенбаум.

Остался в живых уроженец д. Верещагино В.Ф. Иванов, служивший во время Великой Отечественной вой-

ны в разведроте в Ленинграде. По его воспоминаниям, приходилось вылавливать предателей — помощников немцев, которые во время обстрелов выпускали в небо сигнальные ракеты, указывая, где находятся важные объекты города. Затем В.Ф. Иванова переправили под Пулково, где проходила передовая линия фронта, в бою он был сильно ранен. Семь месяцев пролежал в госпитале в блокадном Ленинграде, в 1942-м его и еще несколько человек через Ладогу вывезли в тыл, потом комиссовали.

Вернулся с войны и участник обороны Ленинграда, старшина 1-й статьи крейсера № 1 «Аврора» В.А. Куприянов из с. Патакино. Василия Алексеевича призвали в ВМФ в 1937 году в морскую бригаду особого назначения. В обороне Ленинграда он участвовал с сентября 1941-го по май 1945 года, награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями. В сентябре 1945-го приступил к мирному труду и работал до 1980 года, жил во Владимире. В 1985-м его наградили юбилейным орденом Отечественной войны I степени. Вместе с супругой Лидией Александровной он вырастил четверых детей.

33