Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

15.07.2016 09:50 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 53 от 15.07.2016 г.

Адмирал «петровского призыва»

Автор: Н. Фролов

Храм в с. Горки

Рядом с городом Камешково находится село Горки, где посреди деревянных домиков напротив небольшого пруда высится белая церквушка. Именно это селение, далекое от морей-океанов, связано с биографией российского адмирала Вильбоа, еще при жизни ставшего легендой военного флота…

В 1697 году царь Петр I побывал в Англии, где встречался с королем Вильгельмом III и живо интересовался новинками техники, морского и военного дела. Намереваясь строить большой флот, государь приглашал иностранных моряков и мастеров в Россию. Среди откликнувшихся на его зов был и 16-летний паренек Франсуа-Гульем де Вильбоа — потомок французских протестантов, эмигрировавших в Великобританию из-за католических гонений. Вильбоа неплохо знал морское дело и был принят гардемарином в российский флот.
В новом отечестве его переиначили в Никиту Петровича. Вскоре этот дважды эмигрант отличился в многолетней Северной войне со Швецией. Собрав 50 рыбацких лодок, напал на 3 шведские бригантины. Одну взял на абордаж, а две другие поспешили ретироваться. За этот подвиг Никита Вильбоа был пожалован в лейтенанты и получил под командование корабль «Лансфер».
В 1717 году лейтенант Вильбоа захватил немецкое судно, доверху забитое шведской контрабандой. Петр I в награду произвел Никиту Петровича в капитан-поручики флота и назначил его командующим отрядом кораблей. Вскоре крейсеры Вильбоа почти полностью парализовали шведскую морскую торговлю. Захваченные грузы с пытавшихся прорвать блокаду шведских судов исправно пополняли российскую казну. В качестве премии отважному капитану, который подстерегал неприятельские караваны прямо под носом у королевских военных эскадр, Петр Великий пожаловал ему 2000 талеров — в ту пору целое состояние.
В 1719 году шведы блокировали три корабля Вильбоа в гавани Данцига, отрезав выход в море. Несколько месяцев русский отряд находился в осаде. Шведская эскадра не решалась атаковать в узком проливе под прицелом русских пушек. В итоге отряд отважного капитана без потерь пробился к своим. Петр I произвел Вильбоа в капитаны 2-го ранга и назначил командиром новейшего 66-пушечного линейного корабля «Пантелеймон-Виктория». А в 1721-м в честь победоносного завершения Северной войны Никита Вильбоа стал капитаном 1-го ранга и затем получил имение в тогдашнем Владимирском уезде — село Горки с окрестными деревнями. В числе земельных угодий, относящихся к вотчине с центром в Горках, была и пустошь Камешково, давшая название нынешнему городу.
После заключения мира Вильбоа отправился в Астрахань. Там он принял командование над 1-й эскадрой Каспийской флотилии и совершил поход в Персию, закончившийся подчинением южного побережья Каспия. Вернувшись на Балтику, Никита Петрович командовал линейными кораблями «Святой Михаил» и «Астрахань», ездил в Восточной Пруссии нанимать специалистов для флота.
После смерти царя Петра I Вильбоа сохранил положение и при Екатерине I. В 1727 году ему было доверено строительство одного из первых мостов через Неву в Петербурге, а потом и достройка «коллежских палат» на Васильевском острове. Опытного моряка и администратора Вильбоа назначили членом Адмиралтейств-коллегии, отдав ему под начало «корабельную команду». Фактически Никита Петрович ведал кадрами всего российского флота.
При племяннице Петра Великого императрице Анне Иоанновне, покровительствовавшей иноземцам, Вильбоа не воспользовался западным происхождением и вместо того, чтобы заискивать перед двором, отпросился в отпуск, причем «отдыхал» целых два года! Именно тогда он переживал смутную пору в подаренных ему царем Петром Горках. Только в 1732 году Никита Петрович вернулся в Петербург и был отправлен (фактически сослан) из столицы в Кронштадт на скромную должность помощника командира порта.
Только когда к власти пришла дочь Петра I Елизавета Петровна, Вильбоа вновь оказался востребован. Новая императрица поручила ему ревизию Балтийского флота. Никита Петрович обнаружил много неисправностей и упущений по содержанию кораблей и портовых строений, а также недостачу денежной казны. В награду царица произвела сослуживца своего отца в контр-адмиралы и назначила его командиром Кронштадтской военно-морской базы.
Но годы брали свое. В последний раз Балтийский флот под командованием контр-адмирала Вильбоа совершил выход в море в 1746 году. Никита Петрович находился на борту линейного корабля «Александр Невский», на мачте которого развивался его адмиральский флаг. В сентябре 1747-го, после 50-летней службы в российском флоте, Н. П. Вильбоа подал в отставку. Императрица наградила заслуженного моряка чином вице-адмирала и пожаловала ему пенсию в размере адмиральского жалованья.
Остаток жизни Никита Петрович Вильбоа провел в своих имениях, в том числе во Владимирском крае. Но его все равно тянуло к морю, и он часто наведывался в Петербург. Скончался «петровский гардемарин» с французской фамилией, английскими корнями и русской душой в 1760 году, немного не дожив до своего 80-летия. Камешковцы могут по праву гордиться столь выдающимся земляком, стоявшим у колыбели российского военного флота.

89