Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

22.04.2016 08:30 Пятница
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 29 от 22.04.2016 г.

История, застывшая в камне

Автор: Л. Лискина
Источник: Использованы данные и фото историко-краеведческого музея

Обелиск выпускникам школы № 1, погибшим в ВОВ (1965 г.)

С 1982 года 18 апреля в мире отмечается Международный день памятников и исторических мест, чтобы привлечь внимание общественности к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия. Пройдемся и мы еще раз по нашему городу, чтобы вспомнить историю создания некоторых монументов, перед которыми мы преклоняемся во время памятных дат.

Один из главных установлен на городской площади и создан в память о Владимире Ильиче Ленине. Он был открыт в далеком 1939 году во время первомайской демонстрации. Представители старшего поколения Камешкова хорошо помнят, что изначально он был установлен в центре площади. В 80-е годы скульптура была перенесена ближе к школе № 2, где и находится по сей день. И это была еще не последняя его реставрация. В сентябре 2010 года его отремонтировали камешковские комсомольцы и коммунисты при поддержке ЗАО «Камешковострой», за что горожане выразили им благодарность.
Во время открытия памятника расположенный рядом Свято-Вознесенский храм был недействующим: еще в 20-е годы в здании размещались различные организации, а с сорокового года – филиал Госбанка СССР. Ныне церковь восстановлена на радость верующим и имеет большой приход, но, несмотря на то, что поблизости стоит «Ленин» (а Владимир Ильич был глубоко убежденным атеистом и ярым критиком религии), эти сооружения, несущие в себе противоположную идеологию, мирно соседствуют друг с другом. Таковы изгибы истории, приводящие к подобным консенсусам, и в цивилизованном обществе не принято нарушать сложившуюся гармонию.
Когда же люди хотят переписать историю, они уничтожают памятники. Так происходит сейчас на Украине. Монументы советской эпохи разрушаются радикалами массово, их демонтаж в рамках борьбы с советским прошлым и в связи с так называемым законом о декоммунизации длится уже более трех лет. Разрушенные памятники — это потерянное прошлое. А без прошлого, как мы знаем, нет будущего. Выхолостить из умов украинцев многовековую связь с русским народом, что пытается сделать нынешняя власть Украины – возможно ли это? В Москве же в 2014-м, как раз во время накала антирусской истерии, был открыт реконструированный памятник основоположнику украинской литературы, «главному украинцу» Тарасу Григорьевичу Шевченко — к 200-летию поэта. «Судьба Шевченко сближает наши братские народы. Если бы он узнал о сегодняшних событиях, он бы сильно удивился», — сказал тогда министр культуры России
В. Мединский.
Одно из самых старых памятных сооружений нашего города создано в честь павших борцов за советскую власть. Сначала оно располагалось в парке, который в середине прошлого века находился в восточной части Камешкова вдоль железной дороги, и первоначально выглядело совершенно иначе по-сравнению с сегодняшним вариантом — в виде стелы. В канун 50-летия Октябрьской революции в 1967 году памятник был реконструирован, а после переноса захоронения на городское кладбище там же в 2007-м открыли новый монумент. На памятную доску занесены имена первых большевиков в Камешкове, которые в ноябре 1917-го года активно участвовали в строительстве новой жизни на ткацком предприятии и в рабочем поселке, воевали в рядах Красной армии во время гражданской войны, строили «новый мир». В честь некоторых из них — П.О. Долбилкина, А.Е. Коруновой, В.Ф. Цыганова — названы улицы районного центра. Большой вклад в обновление монумента внесли руководители камешковских предприятий, предприниматели, общественники.
Сколько всего в России памятников погибшим в Великой Отечественной вой-
не, не подсчитано. Они есть в каждом более или менее крупном населенном пункте. Одних только мемориалов с вечным огнем у нас в стране более трех с половиной тысяч. Востребованность в них была и остается огромной – потому что «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…» К 20-летию Великой Победы – а к этой дате по всему Советскому Союзу начали устанавливаться монументы – появились памятники и в нашем городе. 9 мая 1965 года обелиск камешковцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, торжественно открыт на площади им. Ленина. Легкий, устремляющийся ввысь, украшенный остроконечной звездой, с красивым подножием, он для всех нас является святым местом, без присутствия возле которого мы не можем обойтись в День Победы. Невозможно представить 9 мая без всенародного шествия к мемориалу; сюда идут поклониться памяти павших трудовые коллективы, ветераны, молодежь, идут целыми семьями, и те малыши, которых ведут пока за руку, не забудут этот путь.
В том же, 1965-м, открыт обелиск выпускникам школы № 1, ушедшим на фронт и не вернувшимся с поля боя. Сначала он был возведен возле первого здания школы, но, когда образовательное учреждение отметило новоселье, разрушилось. В 2005-м в канун 60-летия Победы коллектив школы во главе с директором О.А. Лаврентьевой принял решение восстановить памятник на новой пришкольной территории. Честь и хвала педагогам и учащимся за столь бережное отношение к памяти погибших выпускников школы. А к 40-летию Победы, в 1985-м, выстроена Аллея Славы фабрики им. Свердлова. Около 185 имен рабочих предприятия, павших за свободу нашей Родины, занесены на мемориальную доску.
Одним из ярких напоминаний о событиях 1941-1945 годов является в нашем городе так называемое «немецкое» кладбище. Оно появилось в северной части Камешкова в годы войны и связано с тем, что в здании школы № 2 размещался эвакуационный госпиталь № 2989. Обнесенные колючей проволокой территории двух школ № 2 и № 1, а также клуба и домиков с дежурными часовыми (в школе № 1 и клубе до 43-го года располагался госпиталь для бойцов Красной армии) – так выглядела эта часть поселка в те годы. На «немецком» кладбище похоронены более полутора тысяч умерших немцев, итальянцев, венгров и военнопленных других национальностей, находившихся здесь на лечении с 43-го по 48-й годы. В связи с острой нехваткой медикаментов лечение сводилось в основном к тому, чтобы обеспечить раненых теплом, питанием, но врачи и медсестры старались поднять иммунитет больным с помощью подручных средств — глиняных обертываний, настоев хвои – и делали все возможное, чтобы вылечить военнопленных. Некоторые немцы, уехав потом на родину, писали в своих воспоминаниях: «Мы были уверены, что для нас сделают все необходимое». И выражали благодарность медперсоналу госпиталя. Некоторые из них в 90-е годы несколько раз приезжали в Камешково, чтобы пройтись по тем местам, где провели по 5-6 лет. Для них главным обретением в эти годы были добрые, человеческие отношения со стороны русских, а не та позорная, безумная война, в которой им пришлось участвовать.
Реконструкция кладбища проводилась с 1994 по 1998 год международной ассоциацией «Военные мемориалы». На его территории были установлены памятные знаки с надписями. Побывав там на днях, мы увидели, что две женщины наводили порядок вокруг гранитных плит. Наши, камешковские женщины, которым, казалось бы, какое должно быть дело до умерших военнопленных (выступавших сначала, заметьте, в роли завоевателей)! В связи с этим вновь нельзя не вспомнить о войне памятникам, а, по сути, истории, объявленной Польшей: эта страна намерена убрать со своей территории порядка 500 монументов, построенных в память об освобождении от фашизма. И это несмотря на то, что при освобождении Польши в 1944 году, только по официальным данным, погибло более 600 тыс. советских граждан, среди которых были не только русские, белорусы, украинцы, но и солдаты, офицеры более 100 национальностей. Снесен памятник генералу Черняховскому, которому тоже защита Польши от фашизма обошлась ценою в жизнь, демонтировали памятник советскому воину-освободителю в городе Мелец. Что это, если не призыв к историческому забвению в отношении уроков Второй мировой войны? Страшно подумать, к чему все это может привести.
… Для увековечивания памяти о выдающихся людях или событиях человечество изобрело памятники. Скульптуры или сооружения на улицах и площадях доносят до людей идеал времени, в котором они были созданы, его ценности и имеют большое общественное значение. Это наша история, застывшая в камне. Поэтому вызывает негодование сама идея (не говоря уж о действиях) осквернения памяти людей, отдавших свои жизни во имя благородной цели.
Прежде всего надо быть людьми. А отношение к памятникам является как бы лакмусовой бумажкой, проявляющей степень духовно-нравственного здоровья общества.

646