Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

01.04.2016 09:08 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 от 01.04.2016 г.

Недремлющее око

Автор: Д. ЗЕМЦОВ

ДОМАШНИЙ арест сейчас часто используется в качестве меры пресечения, если человек, преступивший закон, не представляет опасности для общества. Но хватает ли достаточно дорогих «электронных браслетов» в российской провинции, или на наших правонарушителей нововведение не распространяется? Об этом мы поговорили с инспектором филиала по Камешковскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Владимирской области лейтенантом внутренней службы Александром Михайловичем Голишевским.

Ограничение свободы - это вид уголовного наказания. Подобная мера уголовной ответственности предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также ряда других стран, в частности, Великобритании, Франции, Италии, Швеции, Швейцарии, Испании, Польши и Казахстана.
Его суть заключается в совокупности обязанностей и запретов, которые суд налагает на осуждённого, но исполняются они без изоляции человека от общества. В связи с этим возникает вопрос осуществления за ним надзора со стороны специализированного государственного органа.
До 2010 года в соответствии с частью 1 статьи 53 УК РФ ограничение свободы заключалось в содержании осуждённого в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. В настоящее время на государственном уровне принят ряд законодательных актов, обеспечивающих поддержку, обновление и развитие системы исполнения уголовных наказаний. Это проявилось, прежде всего, в увеличении предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации видов наказания, признанных служить альтернативой лишению свободы. Уголовным кодексом Российской Федерации (ст.53) предусмотрен такой вид наказания, как ограничение свободы. Например, осужденному нельзя выходить из дома в определенный период времени, посещать какие-либо общественные места, выезжать за пределы территории муниципального образования, бывать на массовых и иных мероприятиях и участвовать в них и т.д.
С целью надзора и контроля при постановке осужденного на учет, а также в дальнейшем при исполнении наказания инспекция может принять решение о применении к осужденному технических средств надзора и контроля. К ним относятся: электронный браслет (ЭБ), мобильное контрольное устройство (МКУ) или стационарное контрольное устройство (СКУ).
Браслет одевается на ногу осужденного, в зависимости от ограничений, возложенных судом, устанавливается МКУ, которое находится при осужденном, или СКУ, которое устанавливается по месту жительства.
При постановке на учет осужденному разъясняется порядок пользования техническими средствами, он предупреждается о материальной ответственности на случай утраты или порчи оборудования, обязанности по соблюдению установленных судом ограничений.
- В соответствии с ч. 3 ст. 53 УК РФ в период отбывания ограничения свободы суд по представлению инспекции может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения, – говорит А.М. Голишевский. — В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы ч.5 ст. 53 УК РФ преду-
смотрена замена неотбытой части наказания на лишение свободы.
Сегодня филиал уголовно-исполнительной инспекции пенитенциарного ведомства Камешковского района активно использует 5 комплектов оборудования системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) в отношении осужденных к ограничению свободы. Также подобное оборудование применяется и к лицам, находящимся под домашним арестом. Ограничение свободы — эффективный способ наказания: снимешь электронный браслет, повредишь его или покинешь место жительства — средства надзора все зафиксируют и сообщат в инспекцию.
В инспекции установлен компьютер со специальной программой, которая представляет собой систему электронного мониторинга подконтрольных лиц.
- Каждый раз, глядя на экран, я могу отследить, находится человек дома или нет, выезжал ли он за пределы городского округа, какие общественные места посещал, пропускал ли работу, а также снимал ли он браслет, — поясняет Александр Михайлович. – Кстати, снимать устройство запрещено даже во время посещения душа.
Ежедневно сотрудники инспекции сталкиваются с различными ситуациями при поступлении тревожного сигнала на пульт мониторинга. Знание алгоритма действий позволяет оперативно отреагировать на причину тревожного сообщения, будь то злой умысел подконтрольного лица или технический сбой. По мнению А.М. Голишевского, применение СЭМПЛ значительно облегчило возможности контроля и сказалось на дисциплине поднадзорного контингента. Действительно, нет смысла отправлять оступившегося в колонию, где человек редко приобретает полезные для общества привычки, если можно дать ему возможность искупить вину в обычной обстановке.

70