Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

25.03.2016 09:51 Пятница
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 25.03.2016 г.

Участковыми не рождаются

Автор: Д. ЗЕМЦОВ

ЛЮДЯМ не всегда удается сразу определить свой жизненный путь. Порой решающую роль играют складывающиеся обстоятельства. Но если человеку удается самореализоваться, заслужить уважение окружающих, то становится понятно – именно эта дорога и является единственно верной.

«Широка страна моя родная…»
Алексей Алексеевич Халявкин родился 27 июля 1965 года в Гульрипшском районе Абхазской АССР. От дома, где он рос, до теплого и ласкового моря было всего 4 км. В 1982 году СССР был великим государством, и Абхазия на правах автономной республики входила в его состав. Окончив 10 классов, Алексей поехал в Киев, чтобы поступить в военное училище. Для этого ему тогда не требовался ни загранпаспорт, ни виза. Но двух месяцев хватило, чтобы понять – это не совсем то, о чем мечтал.
- В 1983-м я поступил во Владимирский политехнический институт на факультет промышленного гражданского строительства, — вспоминает Алексей Алексеевич. – Почему именно Владимир? Наверное, сказалась близость к Москве, удобно было домой ездить. Пара часов на электричке, и ты в столице, а там на самолете — домой. Раньше же летали…
Через год студента Халявкина призвали на срочную службу. В советские годы отсрочка студентам не полагалась, и они наряду со всеми остальными выполняли свой конституционный долг. Алексей был направлен в горьковский специальный батальон милиции, который выполнял функции охраны общественного порядка и обеспечивал безопасность во время проведения массовых мероприятий. От обычных милиционеров «срочники» отличались более короткой прической и форменными ботинками.
- В 1985-м нас направили в Москву, где проходил фестиваль молодежи и студентов, — вспоминает Халявкин. – В Первомайском отделе милиции нас с приятелем даже приглашали после срочной продолжить службу, но я решил закончить образование.
После увольнения в запас Алексей вернулся в ВПИ и благополучно доучился. Но в 1990-м году ситуация в стране изменилась, настало время рыночных отношений, свободы выбора и т.д. Алексей, который уже успел жениться, хлебнул этой свободы в полной мере.
- Пришлось самому искать работодателя, который не только готов был взять меня на работу, но и заплатил бы вузу за мое обучение, — рассказывает А.А. Халявкин. – Иначе диплом не отдавали. Директором фабрики в д. Сергеиха тогда был С.А. Кленов – прекрасный человек и дальновидный руководитель – он взял нас с женой на работу и оплатил наши «корочки».
Новоявленный инженер-строитель стал начальником строительного отдела фабрики и поселился в Сергеихе. Первые годы своей трудовой биографии на производстве, пока фабрика стабильно работала, Алексей Алексеевич вспоминает с теплотой. Но затем суровая «рука рынка» дотянулась и до нашего района, производство стало лихорадить, зарплату задерживали… Поэтому, когда в 1996 году Алексею Алексеевичу предложили пойти в участковые уполномоченные милиции, он согласился.
На страже правопорядка
Первые полгода службы Халявкин считался стажером, но спрашивали с него точно так же, как и с других участковых. Раскачиваться было некогда, постигал основы новой профессии без отрыва от службы.
- У меня было высшее образование, поэтому и предложили должность, — поясняет Халявкин. – После стажировки присвоили звание лейтенанта, через год дали старшего, еще через 3 – капитана, потом майора…
В изложении Алексея Алексеевича его милицейская служба представляется в виде благополучной карьерной лестницы, которая вела его вверх довольно стремительно. Однако это не так. Были в его жизни и выговоры, и конфликты, а также две командировки на Северный Кавказ.
Летом 2006 года Халявкина в составе сводного отряда милиции направили на блокпост, расположенный неподалеку от Урус-Мартана в Чеченской Рес-
публике. Три месяца наши земляки охраняли общественный порядок в районе, где еще недавно шли бои…
Через 3 года вторая командировка в тот же район Чечни. По словам Алексея Алексеевича, обстановка, особенно во время второй поездки, там была спокойной. Впрочем, мой собеседник не склонен хвалиться. Он гораздо охотнее рассказывает о коллегах, которым сейчас приходится куда тяжелее, чем ему когда-то.
- Там, где раньше было два участка, теперь работает один участковый, а ведь жителей не стало меньше, — поясняет А.А. Халявкин. – Плюс чемодан документации, которую необходимо заполнять… Работать с людьми подчас некогда.
Освоив новую для себя стезю в жизни, Халявкин сам стал наставником для многих из ныне несущих службу полицейских. Они часто вспоминают его добрым словом, рассказывая о начале карьеры. Алексей Алексеевич считает, что успех в работе участкового зависит от взаимоотношений, которые складываются у него с жителями. Если люди уважают его, то пойдут за помощью, и слово участкового будет иметь вес. Участковый – это не профессия, а образ жизни. Хотя, как признался в разговоре наш герой, если бы он знал заранее обо всех трудностях, с которыми ему предстояло столкнуться, то он ни за что не пошел бы в участковые. Сейчас он может так говорить. В 2011-м году, отслужив в этой должности на одном участке 14 с половиной лет, Халявкин вышел на пенсию.
Алексей Алексеевич является членом местного отделения Всероссийской общественной организации «Боевое братство», хотя и не любит это упоминать, потому что считает, что ничего особенного он не сделал, а просто выполнял свой долг.

88