Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

21.10.2016 09:12 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Француженки с камешковскими корнями

Автор: Н. ФРОЛОВ

«Принцесса Энн» и Жан Люк Годар

В ТИТРАХ французских фильмов среди множества фамилий актеров и актрис порой попадается одна явно российского происхождения — Wiazemsky. Она очень похожа на наших Вяземских — известный княжеский род, потомков удельных князей Смоленских-Рюриковичей, ярким представителем которых был поэт «золотого века» князь Петр Андреевич Вяземский, друг Пушкина и Жуковского.

Одна из ветвей Вяземских была родом из нынешнего Камешковского края, причем на нашей земле до сих пор стоят построенные этими князьями храмы. Сам собой возникает вопрос: возможно, французские кинозвезды как раз их потомки? И как ни удивительно на первый взгляд, оказалось, что Anne Wiazemsky и Léa Wiazemsky, имена и фамилии которые как раз и мелькают в титрах кинолент, действительно те самые Вяземские, чьи предки перебрались во Францию из России. И даже более того, они как раз относятся к камешковской ветви этого княжеского рода!
Если следовать хронологии, то родоначальником этих Вяземских стал подполковник пехотных мушкетерских полков князь Иван Васильевич Вяземский, помещик села Чистуха бывшего Владимирского уезда, а ныне Камешковского района. Он служил в бурное петровское царствование и участвовал в Северной войне со шведами.
Его сын, князь Александр Вяземский, тоже стал офицером, но служил в артиллерии, где при Екатерине II достиг чина полковника. Помимо Чистухи он владел селом Коверино (тоже тогда Владимирского уезда, а ныне — Камешковской округи), где в 1733 году выстроил новый деревянный храм. В 1772-м вдова А.И. Вяземского княгиня Пелагея Андреевна возвела в Чистухе каменную Троицкую церковь, сохранившуюся там до сих пор.
Представитель следующего поколения рода князь Георгий Александрович Вяземский служил в гвардии и вышел в отставку полковником. В 1790-е годы при его активном участии в Коверине была построена каменная Крестовоздвиженская церковь, которая сегодня постепенно возрождается. В начале 1800-х гг. князь Георгий Вяземский занимал пост суздальского уездного предводителя дворянства, а в 1812-м был назначен командиром батальона 1-го пешего казачьего полка Владимирского ополчения. Сын полковника Георгия Вяземского Дмитрий, штабс-ротмистр лейб-гвардии Гусарского полка, умер сравнительно молодым, не дожив до 40 лет, а вот внук комбата владимирских ополченцев, князь Леонид Дмитриевич Вяземский, уже дослужился до полного генерала.
Л.Д. Вяземский окончил Александровский лицей, но сделал блестящую военную карьеру. В молодости он отличился в русско-турецкой войне, где получил ранение при обороне Шипки, потом сражался в отряде генерала Скобелева и был награжден золотой саблей и орденом св. Владимира IV степени с бантом.
Став генерал-майором в 29 лет, Леонид Вяземский был назначен астраханским губернатором, а потом длительное время управлял удельными имениями — собственностью царствующего Дома Романовых. Однако близость ко двору не помешала его сиятельству оставаться принципиальным человеком.
В 1901 году во время разгона демонстрации студентов в Петербурге случайно проезжавший мимо Вяземский счел, что полиция применяет слишком жесткие меры. Городовые, увидев перед собой генерал-лейтенанта (к тому времени князь получил следующий чин), оробели и отпустили молодых людей, которых избивали и собирались отправить в кутузку. На следующий день о либеральном генерале, который “отбил” студентов у полиции, говорила вся столица. Для молодежи князь стал кумиром, а царь официально объявил Леониду Дмитриевичу выговор.
Тем не менее, уже в качестве члена Государственного Совета Вяземский сохранил свое положение. Скончался он в 1909 году в Швейцарии, будучи генералом от кавалерии и кавалером сразу нескольких высших наград, в том числе экзотического ордена Белого Орла.
Из сыновей генерала, унаследовавших камешковские имения, двое погибли в смутном 1917 году, а третий, самый младший, князь Владимир Леонидович Вяземский, носивший также доставшийся ему по линии матери титул графа Левашова, окончив историко-филологический факультет Петербургского университета и Археологический институт, прошел всю Первую мировую войну, был контужен, несколько раз награжден и закончил службу ротмистром.
После прихода к власти большевиков он сумел вместе с семьей покинуть Россию и обосновался в Париже. Там он работал журналистом и переводчиком, причем достиг поста личного секретаря французского премьер-министра Поля Рейно. Князь Владимир Вяземский умер в 1960 году в возрасте 70 лет и был погребен на известном кладбище русской эмиграции Сен-Женевьев-де-Буа. Примечательно, что В.Л. Вяземский был женат на графине Софье Ивановне Воронцовой-Дашковой, чьи предки были самыми состоятельными владимирскими землевладельцами.
Их сын, князь Иван Владимирович Вяземский, граф Левашов, родившийся в 1915-м и уже на третьем году жизни покинувший родину, в начале Второй мировой войны служил во французской армии в чине лейтенанта. В 1940 году он был дважды ранен в боях с гитлеровцами, взят в плен и вплоть до 1945-го находился в концлагерях. Освободили его части Советской Армии. После этого Жан Вяземски (так он звался на французский манер) служил офицером связи при французском и советском главнокомандованиях в Берлине, был награжден орденами Франции и Бельгии. В 1950-е годы князь работал сотрудником ООН, занимаясь проблемами европейской эмиграции. Он был женат на Клэр Мориак, дочери классика французской литературы, писателя и академика, лауреата Нобелевской премии Франсуа Мориака. От этого брака в Берлине в 1947 году родились дочь Анна Вяземская (Anne Wiazemsky), которая и стала известной французской киноактрисой и писательницей.
В кино она дебютировала в 19-летнем возрасте в фильме режиссера Робера Брессона «Наудачу Бальтазар», будучи студенткой философского факультета Парижского университета. Следующим для Вяземской стал фильм «Китаянка» известного французского кинорежиссера Жана Люка Годара (всего он снял более 70 кинофильмов). Мэтр не на шутку увлекся «принцессой Энн», как называли княжну Вяземскую во Франции (русский титул «князь» у них переводится как «принц»), и вскоре она стала его женой. С Годаром Анна прожила более 10 лет. Их брак распался в 1979-м.
Снявшись в 19 кинофильмах разных режиссеров, в том числе у Пьера Паоло Пазолини, Марко Феррери и Андре Тешине, княжна решила завершить карьеру актрисы и по примеру знаменитого деда заняться литературой. Так родилась писательница Анна Вяземски, у которой вышли в общей сложности почти два десятка больших книг — художественных (в том числе любовных романов), биографических и исторических. Сегодня ее романы — одни из самых читаемых во Франции. Несколько из них переведены на русский язык (Вяземская пишет исключительно по-французски), в том числе посвященный трагической истории семьи Вяземских в 1917 году.
В последние годы русская принцесса вновь повернулась лицом к кинематографу, на этот раз уже в качестве режиссера, сняв несколько документальных фильмов. Одна из последних ее работ — кинорассказ об известной французской актрисе и певице Даниэль Дарьё, вышедший на экраны в 2007 году. Кроме того, она участвовала в создании сценария для фильма «Коко де Шанель», собравшего в прокате с 2009 года 50 миллионов долларов.
Теперь в кино активно снимается племянница Анны Вяземской — княжна Леа Вяземски, дочь ее родного младшего брата Петра Ивановича Вяземского (его полное имя — князь и граф Пьер-Константин-Афанасий Вяземский-Левашов) от брака с французской писательницей Реджиной Дефорж. Мать Леа получила скандальную известность как автор 40 эротических романов. В середине 90-х она переключилась на серьезную, в том числе историческую, прозу. Действие одного из ее творений «Под небом Новгорода» происходит в России. У нас в стране переведены десятки книг Дефорж.
Леа Вяземски родилась в пригороде Парижа в 1984 году. В кино и на телевидении она начала активно сниматься с 2005-го. Сейчас в ее активе уже с десяток заметных ролей как в телесериалах, так и в исторических постановках. Ее карьера только на взлете. А, значит, очередному потомку камешковских Вяземских предстоит еще не раз покорить Париж.

302