Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

29.01.2016 09:33 Пятница
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 29.01.2016 г.

С судьбой солдата и творческой душою

Автор: Л. ЛИСКИНА

Сегодня Виктору Алексеевичу Маринину, ветерану Великой Отечественной, прошедшему всю войну от первого до последнего дня, исполняется 95 лет. Этот юбилей для нас, окружающих его людей – повод в очередной раз преклониться перед этим уважаемым в нашем городе человеком и сказать ему спасибо, а также поучиться у него бодрости духа и позитивному взгляду на жизнь.

Молодой Виктор и предположить не мог в далекие предвоенные годы, что с 22 июня 1941-го по 9 мая 1945-го в составе пехотных подразделений он прошагает до самого Берлина и выйдет целым и невредимым даже из самых жестоких боев. Хотя он мечтал стать военным и в 40-м году после окончания школы № 1 ездил вместе со своим школьным другом Костей Гариным поступать в Орловское танковое училище. Друга приняли, а Виктор Маринин не прошел медицинскую комиссию. Константин не доучился – в начале войны его призвали в действующую армию, и в 1943-м он погиб в одном из боев в Воронежской области.

А Виктор стал солдатом – осенью 40-го его взяли в армию по призыву. Так как он имел среднее образование, его направили служить в стрелковый полк Западного военного округа, дислоцировавшийся в Белоруссии, а весной он был переведен в летние лагеря, которые размещались всего в 3-х километрах от границы с Польшей. О грядущей беде, рассказывает ветеран, рядовые и не догадывались, на политзанятиях ни один офицер ни разу и словом не обмолвился о войне (хотя командиры, возможно, что-то и подозревали). Служивые в субботу 21 июня натянули экран между двух сосен, посмотрели кино и спокойно легли спать. А на следующий день началась война. На рассвете дежурные закричали: «В ружье!», «Боевая тревога!» Выбежав из палаток, солдаты увидели в небе десятки немецких самолетов с фашистской свастикой, которые и бомбили-то местами – они устремились на восток, чтобы уничтожать стратегически важные объекты – крупные военные заводы, железнодорожные станции… Чувствовалось, что враг был силен и к войне готов, в отличие от Красной Армии: немецкая армия, до зубов вооруженная и оснащенная боевой техникой, передвигалась очень быстро – в день по 50 — 70 километров. Обстановка была напряженной, но паники не было. В первые дни полк даже потерь не нес, так как фашисты торопились в наш тыл, и полк небольшими группами по 15-20 человек, с боями местного значения, стал прорываться к своим. «Перед нами поставили задачу – остановить движение врага, подготовиться к серьезному сопротивлению, — вспоминает В.А. Маринин, — и начало этому было положено под Смоленском. Там уже на вооружении Красной Армии были и «Катюши», и авиация».

Остатки стрелкового полка, в котором служил Виктор Маринин, присоединились к другим нашим частям под Смоленском и участвовали в героической обороне города, которая сорвала планы немцев взять Москву до наступления холодов. Советские войска понесли тяжёлые потери, но и противник был измотан и вел тяжелые бои за каждый крупный населённый пункт. Как говорит ветеран, потери с обеих сторон были равны, тем не менее город пришлось оставить, что не стало окончанием Смоленского сражения. Тяжёлые бои восточнее Смоленска продолжались до 10 сентября. Виктор воевал в тылу врага в составе группы, которая вела подрывную деятельность, в основном на железнодорожном транспорте, выполняя задачу – не допустить немецкие составы вглубь советской территории. Ходили в разведку, узнавали, есть ли немцы в ближайших деревнях, и если их там не было, доставали продукты (несколько раз питание сбрасывали им наши самолеты), жили в шалашах. 19-летний рядовой Маринин вместе с другими бойцами обеспечивал охрану и безопасность членам отряда, непосредственно выполнявшим подрывную работу. Такие группы особенно хорошо проявили себя в действиях во вражеском тылу и оказали ощутимую помощь фронту.

Позднее, когда немцы потерпели поражение под Москвой, группа диверсантов вернулась в свою часть. А потом было еще почти 4 года изнуряющей, кровавой войны, и не счесть, сколько боевых товарищей в эту лихую годину потерял Виктор Маринин. Сам же он лишь однажды получил контузию и выдержал все тяготы этих долгих военных лет. В Германии сначала участвовал в освобождении Берлина, а потом Дрездена. Воспоминания о боях за рейхстаг стали одними из самых ярких и в то же время тяжелых для ветерана. Немцы сопротивлялись очень ожесточенно, переходящие в рукопашную бои шли повсюду – на улицах, на крышах домов, в подвалах, в тоннелях, в берлинском метро. В рейхстаге было 500 комнат, драться пришлось за каждую. Ступенька за ступенькой поднимались наши бойцы в верхнюю часть здания. Стрелок Маринин вместе с другими бойцами уничтожал на подступах к рейхстагу фашистов, поджигающих наши танки фаустпатронами, так как боевые машины в городских кварталах становились легкой добычей немцев.

После взятия Берлина путь бойца лежал на Дрезден. Но этот город особого сопротивления не оказал: его сильно бомбила английская авиация. Здесь, в разрушенном немецком городе, в солнечный весенний день В. Маринин и услышал весть о том, что война закончилась. Никаких слов не хватит, говорит он, чтобы рассказать о том, как ликовали счастливые солдаты – вокруг зазвучали оружейные залпы, вверх полетели красноармейские пилотки… И в это время появился какой-то капитан на полуторке и сказал, что в Праге народ поднял восстание против фашистских захватчиков, и чехам нужна помощь. Те, кто был поопытнее, отошли в сторону – никому не хотелось умирать, когда уже объявлена победа. А молодой Маринин перепрыгнул через борт машины и оказался в рядах таких же, как он, добровольцев. Колонна грузовиков и две колонны танков двинулись в полдень по шоссе на столицу Чехословакии. К вечеру были уже в Праге, но своих освободителей чехи, мирные граждане, встречали уже с цветами – бои к тому времени закончились.

Благородный порыв советского бойца помочь чехам привел к тому, что он оказался оторванным от своей части – ни знакомых рядом, ни друзей. До осени 45-го служил при городской комендатуре, гулял по Праге, общался с местными жителями, которые очень доброжелательно относились к русским солдатам. Однажды шел по улице и увидел палатку с красным крестом: оказалось, в ней работала медицинская комиссия. Встал в очередь и Виктор. Когда два военврача послушали его сердце и посоветовались друг с другом, один из них похлопал по плечу рядового и сказал: «Ничего, солдат, до дома доедешь, но строевиком тебе быть уже не суждено».

Вот так пришла пора В. Маринину возвращаться домой. А заодно вместе с другими комиссованными военнослужащими выполнил задание по сопровождению лошадей, которых перегоняли в Советский Союз. В родительском доме, который и по сей день стоит на ул. К. Либкнехта, его встретили мать и сестра; отец Алексей Васильевич, которого в Камешкове все знали как отличного портного, и муж сестры погибли на фронте. Было тогда Виктору всего 24 года. Надо было устраивать свою жизнь, приобретать профессию. Поступил во Владимирский учительский институт, но жить было не на что, ушел, узнав, что в Коврове есть 6-месячные курсы преподавателей физкультуры. Закончил их, преподавал физкультуру в городских школах. Учился в своей жизни В.А. Маринин много: в 50-м получил диплом Муромского учительского, в 59-м – Ивановского пединститута. Работал директором школы № 2, вел к тому же и уроки истории. Учеников в те годы было много – по 30-40 человек в классе, и работать приходилось тоже допоздна. Профессию свою Виктор Алексеевич очень любил, детей тоже, и педагоги и школьники отвечали ему тем же.

Но мало кто знает, что была у учителя В.А. Маринина давняя мечта – стать артистом. Он чувствовал в себе актерские способности и хотел их реализовать на сцене, и это ему удавалось – в родном Доме культуры «13 Октябрь» он участвовал практически во всех постановках. Но творческая душа жаждала большего. Однажды в ДК приехал Владимирский драмтеатр со спектаклем «Секретарь райкома». Виктор Алексеевич хорошо помнит, как после окончания постановки весь зал встал и долго аплодировал актерам из губернии, которые были приятно удивлены тем, что в такой глубинке тоже есть настоящие ценители театрального искусства. Главную роль исполнял директор драмтеатра. И засела в голову ветерана такая мысль: надо с ним встретиться. Нашел повод для разговора – узнать, есть ли студия при театре, и поехал во Владимир. Его хорошо приняли, В.А. Маринин прочитал монолог Чацкого из комедии «Горе от ума». Руководитель театра сказал ему: «Могу взять тебя во второй состав труппы и постепенно сделать из тебя артиста». Подумал учитель: «И когда это будет, да и при своем росте кого я смогу играть?» Так и не решился Виктор Алексеевич круто изменить свою жизнь, хотя влечение к прекрасному не ослабевало и в итоге привело к тому, что он все-таки отучился на отделении художественного слова во Всесоюзном Доме народного творчества им. Крупской. Стихи читал своим ученикам.

Как сказал Виктор Алексеевич, жизнью своей он доволен. Прошагав пол-Европы, вернулся домой победителем; счастье нашел в своей любимой работе, всегда находился и находится в центре общественной жизни города, вел активную работу по патриотическому воспитанию молодежи. У него отличная семья, в которой подрастают 2 правнучки и правнук. По-хорошему можно позавидовать и его прекрасной физической форме – он по-прежнему каждый день делает зарядку со своей правнучкой Соней. Секрет долголетия у него прост — надо вести здоровый образ жизни и делать больше полезных дел. И молодежи советует выбирать правильные жизненные ориентиры и добиваться своего. Мы желаем Вам, Виктор Алексеевич, прежде всего, крепкого здоровья, присоединяемся ко всем словам поздравлений, которые Вам скажут сегодня, и гордимся Вами.

 

101