Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

29.01.2016 09:38 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 29.01.2016 г.

От добрых рук ничего не уходит

Автор: А. ПАРФЕНОВ

НАШ народ всегда был богат на таланты. Простому сельскому жителю часто бывают недоступны роскошные материалы – тогда он творит из подручных. В ход идут дерево, глина, кость, лен, железо — все становится предметом творчества. Руки настоящих мастеров превращают сугубо бытовые вещи в произведения искусства. Вот и в поселке Новки живет такой мастер «золотые руки» – Андрей Матвеев.

Он — коренной житель района. Закончил когда-то местную школу, затем поступил в Ковровский техникум транспортного строительства. Недолгое время работал на заводе им. Дегтярева, а попутно учился в летной школе ДОСААФ под Владимиром. И судьба в дальнейшем сделала крутой вираж – Андрей оставил завод, поступил в Сызранское летное училище и всю дальнейшую жизнь связал с военной авиацией. Служил на севере – сначала в Архангельской области (гарнизон в пос. Катунино), потом в Норильске, летал в основном на МИ-8. В общей сложности отдал авиации 12 лет. Служил бы и дальше, но «провальный» 1994 год был критичным для многих армейских подразделений, которые попали под ликвидацию, а офицеры – под сокращение. Сейчас он – капитан ВВС в запасе. Конечно, бывших летчиков не бывает. Большинству камешковских жителей известно, что на аэродроме в районе деревни Каменово находится спортивно-технический клуб «Штурман». Возглавляет его военный летчик в отставке Андрианов Алексей Юрьевич. Вместе с ним когда-то Матвеев и учился летному делу при ДОСААФ.
Клуб функционирует и успешно развивается. С целью своевременного обнаружения очагов природных пожаров администрацией района было заключено соглашение с летчиками на мониторинг лесных и торфяных пожаров, а также поиск пропавших людей. Иногда, по старой памяти, и Матвеев садится за штурвал.
Но и на гражданке Андрей не растерялся, а нашел дело по душе. Сейчас он трудится в основном в столице над выставочным дизайном, оформляет стенды для показа разной промышленной продукции, часто бывает в командировках по различным городам России, с его слов, «полстраны уже объехал» и почерпнул много нового. Но домой, в тихий и уютный поселок, конечно, тянет всегда. И в короткие промежутки времени тоже не сидит сложа руки. Главная работа, конечно, — перестройка родительского дома: фундамент подвести, обшивку заменить, крышу перекрыть. Ну, а для души и на радость домочадцам (особенно своим любимым внукам) он готов сделать вот такие чисто развлекательные раритеты.
А знаете ли вы, что такой цельнометаллический велосипед изобрел русский крепостной Ефим Артамонов, работавший слесарем на Нижнетагильском заводе? Ефиму часто приходилось ходить пешком из Нижнего Тагила на Старо-Уткинскую пристань, покрывая только в один конец 80 верст. Возможно, во время этих переходов и появилась мысль о постройке самоката. Старинная летопись гласит: «…холоп Ефимка, сын Артамонов, розгами бит за то, что в день Ильи пророка года 1800 ездил на диковинном самокате по улицам Екатеринбурга и пугал встречных лошадей, которые на дыбы становились и увечья пешеходам чинили немалые». Этот год и нужно считать годом изобретения самоката — прототипа велосипеда. Самокат имел два колеса, расположенных одно за другим. Переднее было почти в три раза больше заднего, колеса скреплялись изогнутой металлической рамой. Это транспортное средство приводилось в движение ногами путем поочередного нажима на педали, которые располагались на оси переднего колеса. Тем не менее Артамонов сумел доехать на нем с Урала до Петербурга и обратно. Изобретение умельца было забыто. Над созданием самоката стали работать другие. Велосипед менялся, совершенствовался, но неизменным оставался артамоновский принцип его действия: два колеса, бегущие одно за другим от поочередного нажима на педали ногами сидящего верхом человека. 
Вот такую точную копию «артамоновского» самоката и установил Андрей возле ворот своего дома. А поскольку был новый год на носу, то в «багажник» еще елочку с игрушками поставил. (Эта пушистая красавица, кстати, в горшке выращена и весной будет высажена в палисадник). Отдельные запчасти там кованые, другие гнутые из металла – этими ремеслами мастер владеет в совершенстве давно.
Рядом с велосипедом стоит еще и скамейка, будто вчера вывезенная из «дворянского гнезда». Кованые элементы в интерьере дома — беспроигрышный ход в создании оригинального стиля. Металлическая мебель может стать подлинным семейным достоянием, потому что у нее очень долгая жизнь. Правда, у многих людей существует предубеждение, связанное с такой мебелью: они считают металл слишком прохладным, некомфортным. Из-за этого кованую мебель нередко называют «садовой» — вроде как для улицы она годится, крепкая и не промокает. Однако в изяществе и выразительности «традиционная» мебель едва ли сравнится с металлической. Что касается температуры комфортного сидения, для этого придуманы всевозможные комбинации металлических элементов с «теплыми» материалами: ротангом, натуральным деревом, текстилем и кожей. К тому же температура металла лишь немногим ниже температуры воздуха в комнате. В летнюю жару, например, соседство прохладного металла даже приятно. Андрей Матвеев собирает и сваривает всю эту красоту из стандартного набора заготовок, как из конструктора.
Ворота его дома украшены Снеговиком, но на удивление не белым, а ярко-оранжевым – к чему бы это? Ах, да: Андрей напоминает, что нынче «зимы ждала, ждала природа», а снег выпал только в самом конце декабря, вот и пришлось ему для детворы соорудить веселого скомороха из тех же подручных материалов. Такое уж его призвание – делать необычные вещи в обычной жизни. А еще он живописью увлекается. Самоучка, конечно, но полотна вполне можно представить на выставке. Большинство сюжетов картин из прошлого – норильского – периода жизни. Все, что видел бывший летчик на севере, то и отразил: олени в тундре, сопки, охотничья заимка. Выставка пока домашняя, но именно что «пока»: возможно, скоро мы увидим ее в павильонах.

114