Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

15.01.2016 10:00 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 1 от 15.01.2016 г.

Имена их известны, подвиг - безымянный

Автор: А. ПАРФЕНОВ

На фоне сергеихинского ДК с символичным названием «10 лет Октября» постамент давно стоит без Ильича

Когда страна прикажет быть героем
В передовой статье «Пионерской правды» за 30-е годы премированные пионеры описываются следующим образом: «Оля Балыкина – разоблачившая своего отца и вместе с ним группу воров колхозного хлеба; Ваня Бачериков – разоблачивший шайку воров колхозного имущества у себя в деревне; Мотя Потупчик – она, несмотря на угрозы недобитого кулачья, смело продолжала вести работу в пионерском отряде; Митя Гордиенко, Коля Леонов, Вася Шмат, Вагар Саркисьян – ребята, показавшие образцы сознательности в охране колхозного урожая; Митя Борцов, Петя Иванковский, Маруся Николаева – являются примером в деле исключительного отношения к охране и воспитанию колхозного молодняка; Саша Катаев — предупредивший крушение поезда, и многие другие, проявившие образцы исключительной сознательности в охране социалистической собственности, в борьбе с классово враждебными элементами». Но самым ярким примером для всех школьников предвоенной советской поры служил, конечно, Павлик Морозов – первый официально провозглашённый ребенок-мученик, самый известный пионер-герой СССР, попавший в «Книгу почета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина» под номером один. В газете «Комсомольская правда» (от 5 апреля 1989 г.) была напечатана статья редактора отдела журнала «Человек и закон» В. Кононенко. Он на основании материалов уголовного дела об убийстве Морозова писал о том, что, когда в деревне Герасимовке судили Трофима Морозова (отца), Павлик как свидетель был вызван в суд и «открыто выступил в присутствии матери и учительницы, сказав именно о том, о чем знала вся деревня, — о присвоении Трофимом чужого, конфискованного у кулаков имущества».
В те далекие годы после зверского убийства в тайге Павлика (а также его 9-летнего брата Федора) писатели и поэты воспевали его поступок. М. Горький написал: «Память о нем (Павле) не должна исчезнуть. Этот маленький герой заслужил монумента, и я уверен, что монумент будет поставлен». И памятник такой действительно был открыт 19 декабря 1948 г.
в Москве в детском парке бывшего Краснопресненского района, где когда-то был создан первый пионерский отряд. (В «новейшие времена» бронзовый бюст Павлика украли с постамента.)

Сергеиха «непомнящая»

Для чего мы об этом вспомнили? В этой деревне одна из главных достопримечательностей — тоже обелиск вот с такой примечательной табличкой. Памятник первым юным героям советской власти стоит здесь с незапамятных времен. Как отмечают старожилы, сначала был просто поклонный деревянный крест, потом его сменили на кирпичный обелиск, а когда и он обветшал и накренился, решили поставить современную гранитную плиту (заодно обновив и табличку). Похвальное дело, конечно, чтить память предшествующих поколений, но… Сегодня ни в деревне, ни в районе, ни даже, наверно, в области вы не встретите человека, имеющего хоть какие-то, даже самые скупые сведения о самом подвиге этих ребят. И это в век интернета — быть такого не может! Еще как может.
«Приклубный парк» в Сергеихе – ностальгический пятачок. Когда-то он был полностью обнесен штакетником, засажен липами, здесь была эстрадная площадка, играл духовой оркестр, устраивались деревенские танцы – есть что вспомнить старожилам. Вот, например, 82-летний В.И. Павлов отмечает: «До 1947 года наша деревня была вообще без света, жили в домах с лучинами. Я после семилетки устроился на фабрику им. Либкнехта, выучился на электрика и отработал там всю жизнь. Конечно, часто приходилось и эту культурную площадку освещать или ремонтировать проводку. Жизнь там била ключом – веселье шло через край, духовой оркестр играл регулярно. Конечно, когда люди радовались жизни, они не придавали значения этому «траурному» памятнику, и никто не задавался вопросом, за что эти ребята пострадали и как нашли свой конец. А уж сейчас-то, наверно, и подавно никому это не интересно. Как ни странно, мои родители никогда об этом не заговаривали — в детстве я не слышал от них даже упоминания об этом подвиге. Другие односельчане или коллеги по работе тоже не обсуждали данную тему. Так что для многих сейчас это просто …безымянный подвиг».
А вот что говорит 80-летняя И.И. Львова, бывшая учительница иностранного языка местной школы: «Я сюда в 59-м году приехала на работу (после ивановского вуза). Конечно, сразу обратила внимание на этот обелиск, тем более что школа рядом с парком, а ученикам было предписано благоустраивать это место отдыха. Естественно, была у нас и пионерская дружина (она, кстати, и сейчас есть): дети тогда воспитывались в героических традициях, и, естественно, возле обелиска этим первым героям всегда были чистота и порядок. Все в прошлом: школа наша (моя, родная!) сейчас в запустении, памятник Ленину, возле которого всегда шел прием в пионерскую организацию, разрушен — остался лишь один постамент. До восстановления вряд ли дело дойдет – к сожалению, не те времена».
О, какая тоска была в глазах учительницы, когда мы слушали ее монолог… Вот мы все скорбим о том, что злосчастная «перестройка» нанесла непоправимый экономический вред. А о морально-нравственном вреде не задумываемся вовсе. Мы вообще перестали печалиться о разрушенных памятниках и бюстах вождю мирового пролетариата. Грустно. А вот, например, хроника противостояния ополченцев и укрофашистов на Украине наглядно показывает, что во время трагических событий в феврале 2014-го там центром объединения людей против возрождающейся «коричневой чумы» являлась именно площадь Ленина (или даже просто памятник Ильичу). Конечно, это просто так, мысли по поводу — что же с памятью нашей исторической стало?

А пройдут пионеры –салют героям

В Сергеихинской средней школе, действительно, есть пионерская дружина. И еще три года назад прием в пионеры проходил именно у обелиска Пети Николаева и Саши Блинова – именно эти имена первых пионера и комсомольца запечатлены на памятнике. Вот и думается невольно: неужели никто из ребят, получая торжественно красный галстук, не задавался вопросом – ЗА ЧТО убили этих ребят? И уж казалось бы, кому как не этой пионерской дружине носить имя первого пионера Сергеихи, геройски погибшего еще в 1924 году «за правое дело». Ан, нет: она носит имя другого героя – летчика Ивана Таланкина, повторившего подвиг Н. Гастелло в Великую Отечественную. Говорит зам директора школы Н. Егорова: «Конечно, нас тоже интересовала эта история с загадочной гибелью ребят. Мы опрашивали ветеранов, искали архивные документы, интересовались у краеведов — все безрезультатно, никаких упоминаний о событиях тех лет нет. Но, как бы там ни было, школа по мере сил старается сохранить это памятное место. Ведь именно по нашей инициативе не так давно был разработан (и осуществлен) проект благоустройства приклубного парка, обновлен обелиск этим героям, поставлены лавочки, оборудована детская площадка. (Горько только, что нынешняя «отвязная» молодежь часть этих сооружений уже испортила). Возможно, если историки хорошо поработают, хоть какая-то сюжетная линия их трагической гибели все-таки обнаружится в будущем, мы очень на это надеемся…
Тут так и хочется воскликнуть — «мы не можем ждать милостей от историков». А еще — интернет интернетом, а законы человеческой памяти куда сильнее. Хочется верить, что в нашем районе есть жители, которые слышали из уст предков преданья не столь уж и глубокой старины (меньше 100 лет). Мы очень надеемся, что после данной публикации отклики на нее будут. (Принимаются все версии).

163