Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

15.05.2015 10:19 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 33 от 15.05.2015 г.

Весна в деревне Мокеево

Автор: А. ПАРФЕНОВ

ЭТА деревушка – наша гордость. Потому что в ней 9 августа 1920 года в крестьянской семье родился известный писатель-маринист Иван Александрович Удалов-Митин. 

Он писал
только правду

Призванный в армию сметливый и физически крепкий паренек был направлен на Балтийский флот. Там Иван Удалов-Митин (это его настоящая фамилия, а вовсе не литературный псевдоним!) служил на подвод-
ной лодке, а во время Великой Отечественной — разведчиком-водолазом. В боях на рубежах ленинградской обороны отважный разведчик был ранен и контужен, отмечен множеством наград, в том числе орденом Оте-
чественной войны I степени, медалями «За отвагу» и «За оборону Ленинграда».
После войны бывший моряк стал журналистом, работал литературным сотрудником в газете «Призыв». Заочно получив высшее образование, И.А. Удалов-Митин был назначен главным редактором Владимирского областного книжного издательства. Там он не только редактировал чужие книги, но и создавал свои. Всего при жизни автора увидели свет 9 его книг, которые издавались как во Владимире, так и в Москве. Удалова-Митина приняли в члены Союза писателей СССР. Его проза была посвящена морской тематике, описанию подвигов боевых друзей. Названия книг говорят сами за себя: «Дорогой смелых», «Операция «Шторм». За повесть о балтийских разведчиках Иван Александрович стал лауреатом областной литературной премии имени Герасима Фейгина. Мало кто знает, что Удалов-Митин написал и книгу детских сказок — его талант поистине многогранен. Скончался он в 1997-м и был погребен в соседнем селе Давыдово.
Иван Александрович очень любил свою деревню, родной Камешковский край. Поэтому прямо у его родительского дома, отмеченного ныне мемориальной доской, каждый год в начале августа его земляки вспоминают талантливого литератора и просто хорошего человека. В настоящее время в доме проживает его дочь Лидия, которую, однако, в день приезда в Мокеево нам застать не удалось.
У мокеевских
собственная
гордость
Нынешнюю весну все мы встречаем под знаком юбилея Великой Победы. В деревне тоже чтят своих земляков, отдавших жизни за свободу и независимость родной страны. Готовиться к юбилею стали заранее, и увековечить их память здесь решили еще в прошлом году. Первоначально администрация Второвского МО предложила занести имена погибших мокеевцев на общий обелиск, установленный в с. Давыдово. Но жителей деревни такой расклад не устроил, и они решили воздвигнуть свой памятник. Инициатором и главным по сути спонсором этого строительства стала жительница деревни Антонина Александровна Горшкова. Памятник получился редкостный по своей красоте. На нем отражен образ, который многие годы знаком миллионам людей. А знаете ли вы, что…
Автор этого снимка — военный фотокорреспондент Макс Альперт. В тяжком 1942 году на Украине он стал свидетелем героической защиты подступов к Ворошиловграду (так тогда назывался Луганск). Фотокорреспондент находился на поле боя между реками Лугань и Лозовая — в окопе чуть впереди линии обороны. Он увидел поднявшегося командира и успел сделать снимок, опубликованный поначалу во фронтовой прессе. Но вскоре в армии ввели погоны, и в центральных газетах печатать снимок офицера со старыми знаками различия не стали. Так и лежал этот волнующий кадр в личном архиве Альперта в течение 23 лет, пока не был опубликован в «Правде» к 20-летию Великой Победы. Имя героя было неизвестно (Альперт не успел записать его тогда: начался жестокий бой). Однако после публикации в редакцию «Правды» и к автору снимка пришло письмо от Ивана Ерёменко, который узнал своего отца сразу, как только увидел фото в «Правде». Сын отправил в Москву довоенные фотографии отца, и экспертиза подтвердила: на семейных реликвиях и фронтовом снимке
М. Альперта один и тот же человек — политрук Алексей Гордеевич Ерёменко. В последнее своё утро 12 июля 1942 года на пшеничном поле под городом Славяносербском, когда бойцам грозило окружение и был убит командир батальона, политрук Ерёменко, выполняя воинский долг, с пистолетом в руке рванулся вперёд. Комиссар погиб, но батальон, который он увлёк за собой, боевую задачу выполнил.
А внизу на обелиске еще 55 фамилий мокеевцев, которые ушли и не вернулись… Вечная им память!
О надеждах
больших
и малых
Сейчас в деревне проживает около 80 семейств, и они, конечно, хотят, чтобы Мокеево развивалось и крепло. И первый, кто в этом заинтересован, — староста Нина Платоновна Машкова. Она сразу же похвалилась тем, что в конце мая у них ожидается большая радость – состоится пуск газа. Подготовку к газификации здесь начали аж в 1997 году. И главная заслуга в этом двух инициаторов, местных жителей — Т.Б. Беляевой и В.П. Лаврухина (к сожалению, ныне покойного). Благодаря им совсем скоро первые 38 домов получат газ. Впрочем, это будет тема нашего отдельного репортажа…
А пока о накопившихся трудноразрешимых проблемах. Мы не первый раз сталкиваемся с жалобами селян на трудности с «лесоповалом». Вот и в Мокеево 5 вековых полусгнивших тополей угрожают строениям и электролиниям при первом сильном порыве ветра. Администрация помочь пока не в силах – денег нет. Так что, по мнению старосты, выход только один – собирать собственные средства и нанимать верхолазов. Так бы и сделать, да не делается так… Увы, нынешняя деревня давно уже не «община», и дачники, которым эти тополя не угрожают, раскошелиться на общие нужды селения не хотят, живут по правилу «мой дом –моя крепость». Грустно…
Близ деревни есть изумительный родник, к которому съезжаются за целительной водой не только из ближней округи, но из поселка Лесного и даже из Владимира. Его своими силами обустроили сами жители. А «гости» ведут себя, будто варвары: пустую тару и прочий мусор оставляют здесь в неимоверных количествах. Природа-мать щедро делится своим неиссякаемым сокровищем, а в ответ – такая неблагодарность. Люди, проснитесь!
Противопожарная безопасность – забота из забот. Нынешней весной в пойме случился очередной пал травы, а ветер был как раз в сторону деревни. Хорошо, что вовремя заметили, забили тревогу, вызвали пожарных и спасли деревушку. Иначе была бы и у нас «вторая Хакасия»… Жить в деревне, конечно, весной сладостно, но немножечко страшно. Поэтому о прудах тому же старосте заботиться приходится в первую очередь.
А еще хорошо бы заменить фонари по деревне. Мы проехались по двум улицам и обнаружили почти на каждом столбе «самоделки» (которые в большинстве устанавливают сами жители). Хорошо, если грамотно подведены провода к ним да столбы стоят ровно, а то ведь встречается откровенная «халтура» — долго ли и тут до пожара. Сейчас, конечно, день длинный, и в деревне по ночам света не надобно. Но, думается, что именно сельским энергетикам сейчас время вспомнить деревенскую поговорку «готовь сани летом, а телегу зимой».

242