Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

20.02.2015 11:37 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 20.02.2015 г.

Военспец фортификации

Автор: А. Парфенов

О военной службе наш земляк Иван Николаевич Никитин мечтал с детства. Жил он в юности в Сокольском районе Ивановской области. И в первую очередь хотел пойти по стопам старшего брата – военного летчика. Но, к сожалению, здоровье подкачало, и в авиацию ему медики путь закрыли. В 1979 году он поступил в Камышинское военно-строительное училище с последующим переводом в Горьковское ВСУ, которое закончил с красным дипломом в 1983 году. Как отличнику учебы, ему предоставили право самому выбирать место дальнейшей службы. Из всех предложений почему-то больше всего привлекла… Монголия.

Как вспоминает Иван Николаевич, первая ассоциация от «монгольского» периода – сцены из культового фильма «Офицеры» и, в частности, прибытие красноармейца Трофимова (в красных революционных шароварах) вместе женой в Среднюю Азию. Наш 23-летний лейтенант Никитин добирался до Улан-Батора поездом с пересадками целых 5 суток. Да и по прибытии в столицу МНР не сразу попал в часть: в штабе округа послали на одну из железнодорожных станций, а по приезду туда он узнал, что такой в/ч нет. Только на воинской автозаправке случайно подсказали, как добраться до нужного места. И еще 120 километров ехал в кузове ЗИЛ-130 (сидя на табуретке) по знойной пустыне Гоби. Так что «прелести» местного климата и тяготы службы в этом регионе мог оценить с первых дней.
В расположение части он попал поздно ночью. А наутро уже был назначен заместителем командира роты, и начались трудные будни службы. Жить пришлось почти в палатках, а точнее в «мазанках», где топилась печка, и кровати комсостава располагались в два яруса. Про погодные катаклизмы уж не говорим: зимы почти вообще нет, а морозы за -40о с пронизывающим ветром – это почти всегда. И вот в такие условия он ровно через год привез свою молодую жену Елену, супружеской чете тоже отвели в «мазанке» свой угол. Вот уж поистине «любовь – не вздохи на скамейке», и, наверно, только наши русские (камешковские) женщины могут пойти за любимым хоть на край земли, хоть за край. Через год молодой семье дали другую квартиру в блочном доме, но и она оказалась «со всеми неудобствами» — обогревались электроприборами (газа в МНР нет), с водой перебои, воду в ванной грели кипятильником. А из быта монголов больше всего поразило, как в 20-м веке даже в столичном городе аборигены жили в юртах, а их дети в любой мороз могли бегать нагишом по двору и не простужаться.
Напомним, были времена, когда потенциальным противником СССР в то время считался Китай (из-за событий на острове Даманском), и в братской Монголии строилась наша мощная линия обороны. Сейчас уже не тайна: по всей границе с Китаем создавались фортификационные сооружения. Никитинская рота была занята на строительстве объекта «Гранит», проще говоря, возводился подземный запасной КП, и наш земляк был на той стройке «прорабом». Иван Николаевич вспоминает, что им удалось создать настоящую цитадель: мощные бетонные стены, автономная электростанция, водоснабжение, запас питания – все было предусмотрено на случай боев.
Конечно, тяготы и лишения двухлетней службы в Монголии дали хорошую закалку на будущее. Хотя служить стало уже легче. Следующей страной была Польша. Американцы разместили свои «першинги» в ФРГ, и требовался адекватный ответ. Поэтому наши истребители СУ-27 перебросили в Польшу. Всю инфраструктуру при военном аэродроме пришлось создавать нашим военным строителям, в том числе И. Никитину. После т.н. «разрядки» подразделение перебросили в Казахстан, где его бойцы создавали хранилище для боеголовок и другие объекты. А дело шло уже к «перестройке» и развалу Советской Армии. И потому в 1993 году он прибыл в Камешково (на родину жены), устроился в наш военный комиссариат. Когда ушел в запас, работал в «Ростелекоме», а сейчас мы знаем его как отличного специалиста управления образования. И, конечно, его армейский опыт здесь очень востребован, потому что настоящие офицеры могут вырастить из школьников настоящих патриотов.

168