Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

30.10.2015 09:14 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 82 от 30.10.2015 г.

Куда Макар телят гонял..?

Автор: А. ПАРФЕНОВ

Староста Макарихи Г.В. Гавриловец после чернобыльской аварии приехала из Белоруссии в наш район. И 20 лет кряду печется о нуждах односельчан.

Гляжу
в озера синие
Архивные источники гласят, что в середине 19-го века эта нынешняя деревня Сергеихинского сельского поселения вообще являлась центром Макарихинской волости Владимирского уезда. И по древней переписи на рубеже веков здесь проживало больше 800 жителей – богатое, значит, было село. Да и при советской власти, хотя и перешло оно в деревенский статус, люди не бедствовали. Здесь была ферма совхоза «Искра», где трудилось большинство местных, и, конечно, вся инфраструктура была налицо: школа, клуб, магазин – кипела жизнь. Все в прошлом… По данным Росстата за 2012 год, числится в Макарихе уже не больше 33 человек. В реальности же за счет прибывающих дачников (в основном из Владимира и Москвы) вдвое больше обитателей, особенно летом. Природа манит горожан, и не случайно продажных ветхих домов уже раз — два и обчелся, да и участки под застройку покупаются (по слухам, цена тут самая низкая в районе). Конечно, главная местная достопримечательность – обширное озеро Нерадово. По народным поверьям (а какие сейчас геодезические
изыскания?) оно всегда считалось «бездонным», и только отчаянные смельчаки при купании осмеливались далеко заплывать. Еще есть и такая смешная байка: якобы на этом месте когда-то была обув-
ная фабрика, да в результате торфоразработок ее затопили, но древние стены фабрички можно даже нащупать ногами при купании в самом центре водоема. Это ж прямо почти «град Китеж» в нашем районе получается, того и гляди звон древних станков из глубины этих вод зазвучит…
А вот с рыбой в озере, увы, не до шуток. Как уверяют жители, с каждым годом ее все меньше: были раньше пудовые щуки, пятикилограммовые караси, окуни с полруки попадались. Сейчас самая большая удача – крупный ротан («сорная», так сказать, рыба). Кто на что грешит: большинство на браконьеров — «сачкистов» пеняет, другие на отравление сельхозхимикатами и неправильные мелиоративные мероприятия – сам черт не разберет, кто прав. Зато грибникам и ягодникам тут всегда радость: мест для «тихой охоты» навалом, клюквенное болото тоже под боком. Так что люди тянутся сюда вовсе не зря — почувствовать свою неразрывную связь с природой здесь можно, как нигде.
Со всеми
удобствами, но…
О бытовых условиях деревенского проживания скажем кратко – они не хуже, а в чем-то и превосходят городские (уж по низким тратам на оплату жилищно-коммунальных услуг точно). Общественный колодец в деревушке всего один остался, да и тот малопосещаем, большинство жителей давно пробурили скважины или вырыли свои колодцы. Водой хвастаются – нигде в районе такой вкусной нет! Две улицы с хорошим асфальтным покрытием, так что добраться при любой погоде можно без проблем. «Автолавка» ездит сюда регулярно, сбоев нет. Жалуются, конечно, старушки, что весь товар эти «коробейники» отпускают с большой накруткой, но куда ж денешься – им транспортные расходы надо окупать. Автобусное сообщение тоже в наличии: дважды в день курсирует общественный транспорт, но почему-то именно в летние месяцы (когда наибольший наплыв отдыхающих) один выходной из расписания ПАТП выбросило. Где логика – сельчанам не понять.
Если об уборке мусора говорить, то сразу по поговорке: «на дворе кол, на колу мочало, начинай все сначала…». То есть, как в десятках других камешковских деревень, между УНР-17 и жителями постоянно возникают «непонятки». Еще в начале лета на центральной улице стояли два контейнера, но вскоре сход попросил их переместить в укромное место (проезжающие забивали емкости привозным мусором). Мусоросборщики обещали и не сделали: увезли вообще контейнеры «на базу» и больше не показываются, а жильцам-то куда девать отходы? Конечно, и костры втихушку палят (что запрещено категорически), и в землю закапывают, кто-то аж в Камешково отвозит. УНР-17 часто сейчас на «неплатежеспособность» населения ссылается, но вот с нового года у них неограниченные возможности откроются – всех дачников-собственников поголовно закон обяжет заключать договоры на утилизацию, и тогда, может, чистота окончательно воцарится на задворках и улицах.
Но в чем безусловно можно позавидовать макарихинцам, так это в газификации. В рекордно короткие сроки она к ним пришла: в начале 2014 года только начали собирать взносы, а уже в феврале этого года голубое топливо поступило в дома. Из 40 домо-
владельцев подключились больше 30-ти. И за это односельчане сердечно благодарят главного инициатора проекта Елену Владимировну Филькову, которая со своей неуемной энергией преодолела все барьеры во всех инстанциях, часто ездила во Владимир и добилась воплощения извечной крестьянской мечты – жить в тепле и забыть о дровах.
В благоустройстве деревни нас очень позабавил такой штрих. Мы привыкли к стандартным «детским городкам», которые повсеместно стали устанавливаться, как под копирку. Макариха пошла своим путем: здесь для детворы ставят «игровые домики» …на сваях. Здорово придумано: домишко соседствует с зарослями, внутри ребенок прячет свои «секреты», каждый «владелец» имеет собственный ключик – какой простор детской фантазии!
И часовенка умилила. Стоит она на возвышенности рядом с большими прудами. Признаки ухода и присмотра имеются, кладка подкрашена, есть и крест, и кровля. Рассказывают, что приведением часовни в божеский вид после времен атеизма занялся еще в середине 90-х годов прошлого века Косульников Николай Никитович — житель с. Боголюбово, приезжавший со своей семьей в эту деревню. Часовня по сути стоит без икон (может быть, они пропали еще во времена всеобщего гонения на церкви — в 30-х годах ХХ столетия). Те, что нарисовали и вставили сейчас, вообще не поддаются описанию словами; видимо, это намек Владимирской епархии на привлечение внимания к вопросу обустройства памятников архитектуры православия по области. А пока проезжающие верующие, заметив восстановленную часовенку, могут только полюбоваться её общим видом, а вот помолиться — пока нет.
Не стоит
деревня без
старосты
Все беды деревни наизусть знает Галина Васильевна Гавриловец. Она родом из Белоруссии, и у ее предков трагическая судьба: деревня Милошевичи (Гомельской области), где жило семейство, послужила прообразом к фильму Элема Климова «Иди и смотри»: именно в этой деревне фашисты загнали жителей в амбар и сожгли. Бабушка Галины Васильевны там и погибла. Со слезами на глазах вспоминает родных собеседница… А перебраться на Владимирщину семья решила после аварии на Чернобыльской АС. Макариха Галине Васильевне с мужем сразу приглянулась своей «уютностью», и она попросилась дояркой на местную ферму. Дали им квартирку, с той поры тут и обретаются. Когда 20 лет назад ей предложили стать старостой, психологически сказалось «эхо войны»: «Я аж вздрогнула, сами понимаете, у нас на родине это было ругательное слово, как «полицай»… Но потом согласилась, надо же людям помогать». С той поры всеми местными заботами и занимается активно. Кстати, она единственная, кто еще держит в деревне двух коров и снабжает свежим молоком всех соседей. На трудности не жалуется, с односельчанами всегда находит взаимопонимание.
Хотя в каждом медвежьем углу есть сельские персонажи, с которыми никогда не поладишь… Еще мудрый писатель Салтыков-Щедрин писал о таком сорте людей: «Мироеду тяжело подчиняться общинным порядкам, которые прежде всего обезличивают его, налагают путы на всю его деятельность, вторгаются в его жизненную обстановку и вообще держат под угрозой «сравнения с прочими». Идеалы его не особенно высоки; он крепко держится за них, употребляя на осуществление их весь запас хитрости и лукавства, который находится в его распоряжении. Чтобы достигнуть этого, надобно прежде всего ослабить до минимума путы общины, связывающие его деятельность, устроиться так, чтобы стоять в стороне от прочей «гольтепы», чтобы порядки последней не были для него обязательны». Это мы к тому, что в Макарихе есть некий обыватель, который, к примеру, возомнил себя хозяином всех водных бассейнов и тамошней рыбы (представтье себе, ребятишек за купание на общественном пруду и то гнобит), и управы на него даже участковый найти не может; смех, да и только – «всемогущий» какой!

191