Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

30.10.2015 08:47 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 82 от 30.10.2015 г.

Каждая судьба достойна романа

Автор: К. ДЕНИСОВА

30 ОКТЯБРЯ в нашей стране отмечается День памяти жертв политических репрессий. В преддверии этой даты музыкальная гостиная РДК «13 Октябрь» открыла свои
двери для тех, чьи судьбы искалечил тоталитарный режим.

На данный момент никто не может сказать точно, сколько жителей нашего района подверглось репрессиям, сейчас их осталось только 28. Почтить память своих «братьев по несчастью», поговорить по душам и просто провести время в кругу близких духом людей в этом году пришли всего семеро. Собравшихся поприветствовала заместитель главы районной администрации по социальным вопросам Н.В. Родионова. Она отметила, как важно для государства помнить ошибки своего прошлого, исправлять и больше не допускать их. Всем гостям она пожелала здоровья и долгих лет жизни. К пожеланиям присоединилась руководитель отдела социальной защиты населения О. В. Егорова. Она рассказала о самых первых встречах, посвященных этой памятной дате. Тогда на них приходили по 50-60 человек. И даже в самые трудные годы, в девяностые, традиция не прерывалась – вспоминали «своих», общались, пели и танцевали. Ольга Владимировна обратила внимание на то, что подобные мероприятия нужно проводить даже для небольшого числа людей, чтобы отдать дань уважения тем, кого уже нет, и сохранить воспоминания.
Подарком для гостей стали исполненные с душой музыкальные композиции. Солисты Владимир Бобровников, Изабелла Павлова и Елена Корнилова радовали гостей своими прекрасными голосами.
Каждый, кто находился в зале, мог смело сказать, что его воспоминаний хватит на целый роман. Только хвалиться было нечем – того, что пережили эти люди, не пожелаешь даже заклятому врагу. Например, Тамара Владимировна Стрелкова, родом из Вологды, помнит своего отца «по очертаниям» — высокий молодой мужчина, его лицо маленькая девочка не смогла сохранить в памяти. Папу забрали, когда ей было два года. Спустя много лет Тамара Владимировна нашла документы, в которых стояли всего три подписи, решившие судьбу отца «без суда и следствия». Единственное, что он оставил на прощание – записку, в которой было всего три слова: «Я не виновен».
Тамара Владимировна помнит, как во время войны всем школьникам выдавали еду – кровяную колбасу и квашеную капусту, а детям врагов народа – не полагалось. Маленькой девочке оставалось только сидеть потихонечку сзади и смотреть, как все остальные едят. Мама сильно заболела и слегла, когда старшей дочери был девятый год, на руках девочки осталась маленькая сестра. Чтобы выжить, ей пришлось продать на рынке подушки, и когда вместо вырученных денег она принесла домой колоб (очищенные сбитые семечки), в семье были рады и этому. Судьба дочери «врага народа» была предсказуема – приемник-распределитель, приют. Пока мама лежала в больнице, большую и просторную родительскую квартиру отобрали, вместо нее дали комнату на 12 метров в полуподвальном помещении. Из окна были видны только «проходящие мимо ноги». Тамара Владимировна помнит, как эту особенность квартиры они использовали с сестрой для того, чтобы подшутить над знакомыми парнями. Назначали свидание, называли адрес, а сами не выходили – только наблюдали из окошка, как молодые люди волнительно ходили вперед-назад и ждали кокетливых девушек. А те дома смеялись от души.
На судьбу Тамара Владимировна не обижается. Родственники по линии отца помогли получить образование. Во Владимирскую область она приехала вместе с мужем, направленным сюда по распределению. Впоследствии устроилась на работу в Покровский интернат, потом 15 лет проработала в специальном профессиональном училище закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением. Постоянно находиться с детьми нравилось, несмотря на то, что они были «особенные», время с ними пролетало незаметно. Устраивали творческие вечера, делали постановки, было очень много талантливых ребят.
- И плохо было, и хорошо. Но зла я ни на кого не держу. Я счастлива своей семьей, у меня прекрасные дети, внуки и правнуки, — говорит Тамара Владимировна.
Несмотря на свой возраст, а ей уже 81-й год, она читает стихи и продолжает жить по принципу: «Живу, пока бегаю, а бегаю, пока живу». И хоть вспоминать свою юность ей порой тяжело, она не унывает, ведь, в общем, полная событий и переживаний жизнь сложилась счастливо.

83