Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

23.10.2015 11:18 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 80 от 23.10.2015 г.

Новый взгляд на старую фотографию

Автор: С. Кудряшова

Известная всем фотография хора рожечников под управлением Н.В. Кондратьева, датированная 1883 годом, всегда атрибутировалась как фотография с парижской афиши и была связана с поездкой народных музыкантов во Францию. Но новый документ, появившийся в музее, позволяет дать ей другое определение.

В журнале «Всемирная иллюстрация» за 1883 год была опубликована та же фотография, но с другой подписью к ней: «Хор крестьян-музыкантов Владимирской губернии, игравших в Москве во время празднества коронации».
До недавнего времени считалось, что рожечники играли только на празднике коронации Николая ΙΙ в 1896 году. Император Александр ΙΙΙ короновался в Москве 15 (27) мая 1883-го.
Помимо фотографии, в журнале помещена небольшая заметка о музыкантах, и она дает некоторые пояснения, почему им выпала такая честь: «Музыкальность русского народа не подлежит сомнению. Наши унылые национальные песни, полные своеобразной мелодии и чувства, ясно свидетельствуют о присутствии поэтического чувства в массе, и наши самоучки-крестьяне поражают любителей и знатоков музыки своим врожденным талантом, исполняя самоучкою произведения народной музы на своих нехитрых инструментах с изумительным ансамблем. Один из таких примеров представляет оркестр, состоящий из крестьян Владимирской губернии, изображенный на нашем рисунке. Все они самоучки, но достигли замечательного совершенства исполнения на своих самодельных дудках, свирелях и других духовых инструментах, так что удостоились одобрения в Бозе почившего императора Александра ΙΙ.
В последнее время оркестр этот был приглашен в Москву, где играл в цирке г. Саламонского, вызывая шумные одобрения москвичей. Нельзя не пожелать, чтобы эти музыканты посетили и нашу северную столицу, где наверно их ожидает блестящий успех».
Эта небольшая информация послужила основой для дальнейшего исследования. К тому, что смог узнать М.В. Воронцов, добавились совершено новые факты. Михаил Васильевич собрал в основном воспоминания родственников рожечников. К тому времени с момента выступлений хора Н.В. Кондратьева прошло уже 100 лет. Память не могла сохранить все. А документальных источников практически нет. Когда и при каких обстоятельствах произошла встреча императора Александра ӀӀ с рожечниками – неизвестно. Он трагически погиб 1 марта 1881 года. Но одобрение императора сыграло свою роль в их дальнейшей концертной деятельности.
О концертной деятельности рожечников также мало документов. Известно, что выступали более чем в 40 городах, разных странах. Но за 1883 год существует 2 свидетельства, одно сделал А.П. Бородин. Вот что сообщал он в письме Дианиным в село Давыдово Владимирской губернии: «На днях слышал ваших «володимирцев»-рожечников; это такая эпическая народная красота во всех отношениях, что я совсем раскис от удовольствия... Жаль будет, если Вы их уже не застанете! И как они представительны в своих светло-желтых широких балахонах и цилиндрах! А гармонизация у них совсем в церковных тонах, сплошь!» Письмо датировано 31 августа 1883 г.
Второе свидетельство мы получили из «Всемирной иллюстрации». Весной и летом 1883 года они выступали в цирке А. Саламонского в Москве. Цирк Альберта Саламонского, о котором упоминается в заметке, был открыт в Москве на Цветном бульваре в 1880-м. В цирке выступали жонглеры, наездники, клоуны, гимнасты, дрессированные лошади. Саламонский также выступал перед зрителями. Цирк стал невероятно популярным развлечением москвичей. Саламонский подбирал программу так, чтобы номера были разнообразными, выполнены мастерски, и зрителя всегда ждали новинки. Он охотно приглашал на свою арену певцов, музыкантов, хоры — он не хотел отрывать цирк от традиции народных гуляний. Например, в 1883 году был приглашён оркестр, состоящий из крестьян, игравших на деревянных инструментах (дудки, рожки, свирели).
Из Москвы путь рожечников лежал в Санкт-Петербург. Не имея поддержки, маловероятно, что они самостоятельно могли решиться на такие далекие гастроли. Здесь, помимо императора, немалую роль в их деятельности сыграл антрепренер Алексей Федорович Картавов (? – 1894), с которым они познакомились на Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде в 1882 году и который субсидировал Кондратьева для поездки хора в Москву и Санкт-Петербург. О нем нам известно и из статей М.В. Воронцова, и рассказа С. Никитина «Чудесный рожок», где Картавов представлен отрицательным героем, бросившим на произвол судьбы рожечников в Париже.
Об А.Ф. Картавове удалось собрать небольшую информацию. Сам он выходец из крестьян, начинал свою деятельность в Вологде, затем в Санкт-Петербурге буфетчиком в ресторациях, как и его братья — Антон и Иван. Преуспев, занялся устройством увеселительных заведений. Именно ему принадлежал увеселительный сад «Ливадия», где и выступали рожечники в 1883 году.
Это был новый не столько по типу, сколько по своим масштабам увеселительный сад, рассчитанный на среднюю и мелкую буржуазию. Его организатор сделал ставку на сравнительно широкую доступность всех зрелищ, особенно воскресных гуляний, которые собирали тысячи петербуржцев. Для этого в воскресные дни ставились особые эстрадные программы, объединённые по тематическому признаку. 
Для привлечения публики выдумывались все новые развлечения. К концу 1879 года в саду работало наружное освещение и, как писали в афишах, устраивалась «фантастическая иллюминация», а самым популярным аттракционом был запуск воздушных шаров. На сцене «Ливадии» пела известная парижская певица Монбазон. Картавов первым в Петербурге поставил только что написанную оперетту французского композитора Роббера Планкетта «Корневильские колокола».
Но постепенно увеселительный сад теряет свою популярность, и А.Картавов начинает работать с театральными труппами в Санкт-Петербурге, Москве, Вильно, Харькове. Эта деятельность также протекала с переменным успехом, о чем свидетельствуют такие газетные заметки:
«Наконец, А.Ф. Картавов выписал для своего театра «Зимняя Ливадия» французскую опереточную труппу с бывшим любимцем петербургской публики г. Жюто. Но труппе этой судьба не поблагоприятствовала, так как 6 марта «Зимняя Ливадия» сгорела дотла.
Пожар начался около 9 часов вечера после 1 акта «Периколлы». Замечательно, что в этот день был дебют Жюто. Картавов понес убытку до 40.000 руб. Из публики сгорел только один какой-то старичок, сидевший в оркестре. Таким образом, пожар окончился благополучно, если не считать того обстоятельства, что почти все зрители лишились своих шуб и пальто, сделавшихся жертвою огня вследствие дурного устройства гардеробной. Чтобы помочь беде Картавова и его французским артисткам и артистам, дирекция отдала им на неделю Малый театр».
О нравах, царивших в среде антрепренеров, сообщает любопытная хроника журнала «Театр и искусство». «Сверхпрограммный номер» представлен в саду «Казино-Электрик», где один из основателей, в недалеком прошлом хозяин «Ливадии» г. Алексей Федорович Картавов и г-жа Матрена Картавова неожиданно появились в самый разгар садовых увеселений и с «гиком и непозволительными ругательствами накинулись на каких-то своих служащих». Был составлен протокол, и состоялся суд, наказавший Картавова штрафом в 25 руб. и семидневным арестом, а его супруга и вовсе подверглась месячному аресту. «Приятно отдохнуть и вкусить мир после трудов сезона», — ядовито заключает корреспондент. Но иронизировать в данном случае, по-видимому, не стоило. Через четыре года тот же журнал сообщил о смерти «небезызвестного антрепренера А. Ф. Картавова» в больнице для умалишенных и в полной нищете.
Но в Париж рожечники ездили, и даже не один раз. Об этом свидетельствует статья, опубликованная в журнале «Гитарист»: «Если посмотреть на афиши 80-х – 90-х годов XIX столетия концертов народных коллективов, можно увидеть не только возникшую популярность всего народного, но и моду, которая стала эксплуатировать народную идею. Музыкальная жизнь Петербурга бурлила ключом. Вот некоторые объявления о концертах тех лет в Петербурге: «В 1887 году (март) на семейном музыкальном вечере выступал ансамбль мандолинистов и гитаристов под управлением г. Джинислао Париса. В этом же концерте участвовал исполнитель на гитаре г. Деккер-Шенк и «известный любитель музыки г. Андреев со своею балалайкой». В Михайловском манеже в «Общедоступных святочных гуляньях» играл «первый гармонист» г. Невский (декабрь, январь), в Крестовском саду — хор русских гармонистов из девяти человек (август). В это же время состоялась первая поездка в Париж рожечников под управлением А.Ф. Картавова. Свой коллектив руководитель обогатил участием квартета балалаечников и исполнителем на лютне. Газеты не обошли молчанием и создание «Школы для балалайки», составленной П.К. Селивестровым под руководством В.В. Андреева. А в зале Кредитного общества представил на суд публики свой первый концерт «Кружок господ балалаечников» под управлением В.В. Андреева. С 1888 года, после первых концертов «Кружка...» , а позднее и после создания Великорусского оркестра о народных инструментах стали чаще писать в Петербургских газетах. В 1889 году (февраль) в зале Петровского училища играл оркестр мандолинистов и гитаристов под управлением г. Париса, в зале Кредитного общества — хор Московских балалаечников под руководством г. Кожинского. Рожечники Владимирской губернии, игравшие некогда в «Ливадии», с успехом выступают в Париже (март 1892 г.). В 1893 году (декабрь) в Петербургском клубе играл соединенный хор Петербургских и Московских гармонистов под управлением г. Лебедева».
Возвращаясь к 1883 году, хочется добавить один штрих: когда рожечники выступали в «Ливадии», их пригласили в Петергоф, где музыкантов представили Александру III. Он слушал их вместе с семьёй на свежем воздухе под парковыми липами. Играли недолго, заслужив похвалу императора, получили от него в конверте сто пятьдесят рублей ассигнациями, фотографировались вместе с ним. По сведениям наших городских старожилов, эта фотография была когда-то в музее, но сейчас ее нет. Но мы очень надеемся, что она найдется.

288