Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

22.08.2014 17:02 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 60  от 15.08.2014 г.

Легионеры чести

Автор: С. КУДРЯШОВА

Полковой талисман — Мишка

В фондах Камешковского районного историко-краеведческого музея хранится фотография Ивана Егоровича Фадеева, уроженца Камешковского района, участника Первой мировой войны. На старом снимке запечатлен молодой, красивый, статный парень. Это фото в 1916 году он прислал своей сестре Пелагее из Франции. Когда держишь его в руках, сам собой возникает вопрос: как оказались наши солдаты во Франции в 1916 году? Ответ на него можно найти на страницах российской истории. 

Наш земляк волею судьбы оказался в Русском экспедиционном корпусе, воевавшем на Западном фронте. Он состоял из более чем 40 тысяч русских солдат, призванных тогда под знамена союзной армии. Больше половины из них погибло в боях за Францию. Но об этой трагедии сегодня мало кто знает. Проливают свет на события тех далеких лет дневниковые записи штабс-капитана В.А. Васильева «Русский экспедиционный корпус на Западном фронте»1, на которые мы и будем опираться в нашем рассказе.

На Западном фронте
В 1916 году немецкое командование предполагало основной удар нанести по Франции. В ответ на настоятельную просьбу французов о помощи император Николай II повелел отправить туда экспедиционные особые войска. Во исполнение высочайшего повеления четыре русские отдельные бригады, по два полка каждая, общей численностью в 750 офицеров и 45000 унтер-офицеров и солдат, прибыли во Францию. Первая особая бригада (под командованием генерала Н.А. Лохвицкого) совершила долгий путь по железной дороге из Москвы через всю Сибирь. По дороге офицеры 5-го полка устроили складчину и, проезжая через Екатеринбург, купили будущий полковой талисман. Звали его Мишкой, как и всех русских медвежат. Погрузились на русские и французские пароходы в порту Дальнем, и после 56-дневного перехода через Индийский океан, Суэцкий канал, Средиземное море высадились 26 апреля 1916 года в Марселе. Стойко перенёс долгую дорогу ласковый и общительный медвежонок.
2-я, 3-я, и 4-я бригады были отправлены на фронт Шампани, остальные — в распоряжение генерала Саррайля в Македонию на Салоникский фронт. И на полях Шампани, и в горах Македонии русские особые полки покрыли себя неувядаемой боевой славой. Но и жертва, принесенная на алтарь Отечества на чужбине, была велика. Могилы русских воинов разбросаны по всей Франции и по всей Македонии. Самое же большое военное русское кладбище, где покоится более тысячи наших братьев, находится около Мурмелона (провинция Марна, Франция).
Блестящие атаки русских
Особые полки во Франции сыграли заметную роль в апрельском наступлении 1917 года под легендарным городом Реймс. В историю оно вошло как Энское сражение, которое должно было прорвать германские позиции и вынудить центральные державы принять мирные предложения союзников. Чтобы иметь представление о мощи огня, достаточно упомянуть, что было сосредоточено 5 с половиной тысяч орудий разных калибров: 50 миллионов выстрелов, из них 9 миллионов для орудий крупных калибров, 200 танков и столько же самолетов. Умение русских наступать вызвало восхищение французов, которые в своих донесениях называли их атаки «блестящими». В приказах по V-й Армии от 25 апреля и 1 мая 1917 года за подписью генерала Мазеля отмечена выдающаяся работа наших бригад и положен военный Крест с пальмой на их знамена.
Главный и почти единственный успех в этом грандиозном сражении был в секторе VII-го Армейского корпуса, куда входили обе русские бригады, и был он достигнут геройским поведением русских частей. Но и потери обеих русских особых бригад были велики: 70 офицеров и 4472 солдата убитыми, ранеными и без вести пропавшими.
Возвращение славы
Февральская революция в России оборвала победное шествие русских особых бригад на Западном и Салоникском фронтах. Николай II отрекся от престола в марте 1917-го, сменившее его Временное правительство было разогнано большевиками, которые 3 марта 1918 года в Брест-Литовске поспешили заключить сепаратный мир с Германией, бросив недавних союзников на произвол судьбы. В двух русских особых бригадах, находившихся во Франции, не могли прийти к согласию. Одни, в большинстве своём офицеры, хотели продолжать сражаться на стороне союзников, другие требовали возвращения домой. Смута переросла в бунт. 11 июля 1917 года, около 7 утра, часть солдат со всеми офицерами и с верным Мишкой оставляют лагерь и встают в палатках около города Фэлэтэн. Остальных французы разоружили, разбили на «рабочие роты» и разбросали по всей Франции. Впоследствии почти все солдаты из особых бригад уехали в Советскую Россию.
Имя русского было тогда синонимом изменника. Выразителем идей стал полковник Готуа, который призвал офицеров и солдат встать на защиту русского мундира. После долгих колебаний (так велико было недоверие к русским), наконец, было разрешено формирование Русского легиона из волонтёров особых полков.  5 января Русский Легион прибывает в военную зону и прикомандировывается к знаменитой Марокканской ударной дивизии, лучшей дивизии Франции. Встретили благожелательно, как бывших друзей. На смотре легион, в котором больше половины были Георгиевские кавалеры, произвел прекрасное впечатление на начальника дивизии генерала Догана. Генерал даже Мишке отдал честь и зачислил его на солдатский паек.
В марте 1918 года немцы повели бешеную атаку на севере Франции. Эту атаку ждали давно, зная, что она будет исключительно сильной и угрожающей. Но ее натиск и упорство превзошли все ожидания. Германцы врезались клином между английской и французской армиями. Город Амьен — под выстрелами немецких орудий. Марокканская дивизия поднята по тревоге и посажена на грузовики. В ночь с 25 на 26 апреля дивизия занимает исходное положение и на рассвете переходит в контратаку. Глаза лучшей дивизии Франции устремлены на русских. В описании этого боя, в книге «Страницы славы Марокканской дивизии», сказано: «В наиболее критический момент, когда вся наша атакующая пехота казалась прикованной, вросшей в землю, вдруг внезапно на равнине появляется небольшая часть, как бы восставшая из ничего! Она смело бросается вперед и, не обращая внимания на пули и град снарядов, наносящие им страшные потери, с офицерами во главе прорывает первый ряд неприятельских укреплений. Кто же эти бесстрашные храбрецы, кричащие что-то на непонятном языке, и которым — невероятная вещь — удалось пройти через пространство смерти?! Это были РУССКИЕ Марокканской дивизии! Слава им и вечная память!».
Дорога на город Амьен была навсегда закрыта противнику. После первого боя слава о действиях Русского легиона облетела всю Францию. Первый бой Русского легиона смыл позор Брест-Литовска.
Не менее значимой была и битва за город Суассон в мае 1918 года, который стоил жизни многим бойцам Русского легиона: он потерял 85% своего состава и почти всех офицеров. Французская пресса того времени, восхищаясь боевыми действиями русских, впервые называет русскую бригаду не иначе как «РУССКИЙ ЛЕГИОН ЧЕСТИ». 
Победа
Затем вместе с Марокканской дивизией Русский легион атакует и прорывает укрепленную линию Гинденбурга. Моральное состояние противника к этому времени было настолько подорвано, что он отводит свои войска к германской границе. Война окончена. Радости людей не было предела. В составе Марокканской дивизии Русский легион прошел Лотарингию, Эльзас, Сарр, вошел в Германию и был направлен в город Морш, севернее г. Фридрихсгафена. Велико же было удивление и негодование немцев, узнав, что оккупирующие их войска — русские.
В конце декабря 1918 года Русский легион из Германии был переброшен в Марсель, а оттуда на пароходе прибыл в Новороссийск. Часть бывших легионеров ушла в Красную армию, другие вошли в 1-й Кавказский стрелковый полк в составе Кавказской Армии генерала Врангеля. Будущий маршал Советского Союза Родион Малиновский тоже был бойцом Русского Легиона Чести.
Что же стало с верным Мишкой? Его тоже надо было как-то устроить. По просьбе русских офицеров он был помещен в зоопарк в Париже.
Для увековечения памяти павших русских воинов Союз офицеров экспедиционного корпуса, участников войны на французском фронте, купил рядом с военным кладбищем в Мурмелоне кусок земли, на котором по проекту архитектора А. Бенуа в 1937 году был воздвигнут памятник-храм во имя Воскресения Христова.
Какова же судьба нашего земляка Ивана Фадеева? Погиб ли он и похоронен в Мурмелоне или вернулся на родину, чтобы принять участие в Гражданской войне? Ответа на этот вопрос сейчас нет. Документальные данные, прежде всего списки погибших и пропавших без вести во время Первой мировой войны, пока не обнародованы для исследователей. Без сомнения только одно — он принимал участие в этих событиях.

288