Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

08.05.2014 09:31 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31 от 08.05.2014 г.

Война, беда, мечты и юность - как совпало?

Автор: А. Александров
Василий Савельевич Кучерук – наш земляк, один из ныне здравствующих участников Великой Отечественной, кавалер боевых наград «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией». На нашу просьбу об интервью он долго не соглашался: «Да я ж, наверно, самый «молодой» фронтовик…» А разве война давала скидку на возраст?!

Он, действительно, 1927 года рождения, и впервые войну увидел глазами 14-летнего украинского мальчишки, да еще в оккупации. Уже в июле 41-го фашисты зашли в их село в Житомирской области. Сразу начали хватать таких вот мальчишек: нужна была рабсила для угона в Германию. Старшего брата увезли туда через две недели, а Василия с другими подростками гоняли на принудработы по всей Украине. Держали всегда под конвоем в бараках, кормили кое-как. Василий дважды бежал, прятался у родственников в подполе, но всегда находили и грозились расстрелять. Однако смерть обошла его стороной.
- Где там было спрятаться – лесов же на Украине нет. Утаиться от гестаповцев нам, несмышленышам, было сложно. Да и за родственников боялись, они могли пострадать, – вспоминает ветеран.
Освобождение пришло лишь весной 44-го, когда Красная Армия уже гнала врага обратно. А в 17 лет пришел и его черед отомстить за все пережитые унижения в оккупации – Василия призвали в армию. Служба началась с января 1945, до победы оставалось немного. Но и этих месяцев хватило, чтобы хлебнуть лиха. Попал он в 313-й отдельный полк правительственной связи НКВД. Служба почти секретная и задача подразделения сверхответственная – обеспечивать надежные линии связи между командованием фронта и Ставкой. Географически весь его короткий боевой путь прошел на территории Польши, которую освобождали наши войска. При малейшей погрешности в работе в такой структуре, как НКВД, сами понимаете, строго спрашивали. Однажды ветер повалил столбы, был обрыв — тут же приехал один такой «контролер», достал пистолет, дал час сроку на исправление — не забалуешь…
Как отмечает ветеран, в Польше тогда не очень доброжелательно относились к освободителям. Бойцов связи всегда размещали на постое у местных жителей.
- Бывало, пять домов обойдешь – никто не пускает. Замерзшие, измотанные, мы валились иногда с ног, а отдыха не предвиделось. Только отцы-командиры, имена которых помню до сих пор, всегда в таких случаях выручали, договаривались с местным населением. Как-то в одной семье муж с женой жестоко рассорились из-за нас. Супруг ни в какую не хотел нас привечать, а жена (женщина-мать все-таки) стояла намертво и пустила нас на ночлег, а утром даже дала по куску хлеба, я его сладкий вкус до сих пор помню... – говорит Василий Савельевич.
День Победы он встретил в столице Польши, где дислоцировалось подразделение. Ликование в душе — самая главная эмоция той поры.
- Столы даже накрыли, положенные 100 грамм употребили. В общем, на всю оставшуюся жизнь у меня эта память! – рассказывает фронтовик.
После победы над врагом их часть неоднократно перебрасывалась в разные местности СССР, в конечном итоге к 1950 году она оказалась в Кенигсберге. Тут и подошел солдату срок демобилизации. Можно было совсем уйти на «гражданку», но он сделал другой выбор – поступил в училище органов внутренних дел. Окончание училища пришлось как раз на 1953 год, когда по бериевской амнистии были выпущены на волю многие уголовники (помните фильм «Холодное лето 53-го»?). И первый же выпуск разбросали по всей стране, чтоб обуздать разгулявшийся бандитизм. Василия Савельевича командировали аж в Хабаровск, где с милицейскими кадрами было совсем трудно. Там он прослужил на оперативной работе 2 года, раскрыл немало преступлений. В дальнейшем всю жизнь также работал в органах правопорядка, и сегодня, наряду с боевыми наградами, на его груди светится Почетный знак «За отличную службу в МВД».
Мы сердечно поздравляем ветерана войны с Днем Победы и желаем ему богатырского здоровья и долгих-долгих лет жизни.

203