Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

08.05.2014 09:33 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31 от 08.05.2014 г.

«Под знаком скорби и печали»

Автор: Т.Н. Галыбина, учитель истории школы № 3, и члены кружка «Активисты школьного музея».
Есть у поэтессы Надежды Веденяпиной стихотворение «Рожденным 22 июня 1941 года». В нем с пронзительной болью она говорит о тех, кому волею судьбы выпало быть ровесниками войны: «А вы росли вместе с войной, иного мира вы не знали. Кусочек сахара с водой – пределом ваших был мечтаний…» Многие из них не знали своих отцов, погибших на фронтах Великой Оте- чественной. Эти поэтические строки обращены и к Людмиле Ивановне Груздевой (Волковой), которая появилась на свет в д. Новоселка Камешковского района за 16 дней до войны.

- Трагедия всей моей жизни, — говорит Людмила Ивановна, — что я никогда не видела своего отца. Он погиб в первые месяцы войны. Я очень хорошо помню, как маленькой девочкой часто выбегала на дорогу, смотрела вдаль и ждала своего папу, но он все не шел. Мама с утра до вечера работала в колхозе, приходила уставшая, часто плакала по ночам в подушку. Моя мама всю жизнь ждала и любила только своего мужа.
Шли годы. Закончилась война. Людмила Ивановна помнит, как в один из теплых весенних дней мама посадила ее на колени, прижала к груди и рассказала ей о папе — Волкове Иване Васильевиче, которому так и не суждено было увидеть свою дочку. Он родился в 1914 году в деревне Новоселка. Работал поммастера на фабрике им. К. Либкнехта. 30 мая 1941 года был призван в РККА Камешковским РВК. В этот день почти все мужчины деревни отправились на военную переподготовку в воинскую часть Федулово, надеялись, что через две недели будут дома. А 22 июня жены решили навестить своих мужей, собрали сумки с едой и отправились в дорогу. Мама Людмилы Ивановны, Клавдия Григорьевна, хотела сообщить радостную весть своему мужу о том, что родила дочку, то есть меня.
Прибыв на место, женщины долго ждали своих мужей. Мимо них бегали мужчины в военной форме и не обращали внимания на приехавших. Через какое-то время один военный подбежал к ним и сказал: «Бабы, война началась!» Женщины вскочили и бросились искать мужей среди солдат. Клавдия Григорьевна кричала, металась, боялась, что не успеет увидеть Ивана Васильевича, слезы застилали глаза. Муж тоже искал свою Клаву, подбежал к ней, и мама только и успела ему сказать, что у него родилась дочь.
Почтовая связь с красноармейцем И.В. Волковым прекратилась 7 июля 1941 года.
Его однополчанин Александр Карасев, когда вернулся с войны, рассказал, что в Белоруссии они с Иваном попали в окружение, много солдат погибло, много утонуло в болотах. Сам Саша Карасев был ранен, отец его выносил на себе. «Иван, брось меня, спасайся», — говорил Саша, но Иван Волков его не бросил.
Как погиб Иван Васильевич, его семья так и не узнала.
В борьбе с фашистами погиб и брат И.В. Волкова Яков, офицер, который до войны работал учителем в г. Кольчугино. Он ушел на фронт добровольцем. Погиб в разведке при выполнении боевого задания: спускаясь с парашютом, в составе группы попал в засаду и был расстрелян фашистами.
Клавдия Григорьевна так и не узнала, где похоронен ее муж и похоронен ли вообще. Может быть, его останки так и лежат в болотах Белоруссии. А Людмила Ивановна хранит единственную фотографию отца и извещение о том, что он пропал без вести в сентябре 1941 года. Семья, в которой она росла, потеряла кормильца, испытывала нужду, бедность, сиротство. Своим упорным трудом, своим умом они сами добились всего в жизни, стали уважаемыми людьми. Дочь Л.И. Груздевой Любовь Александровна Мельникова (внучка погибшего солдата) уже 30 лет учит детей в 21-й школе г. Владимира. Правнук И.В. Волкова Андрей Мельников служил матросом на боевом корабле Северного флота. Прадед мог бы им гордиться. А праправнук Арсений Мельников ходит еще в детский сад, но уже сейчас мечтает о том, что будет военным.
У Ивана Васильевича Волкова нет боевых наград, да они и не думали, те воины, что остались лежать растерзанные на минных полях и при бомбардировке с самолетов, те, что утонули в болотах, на переправах — не думали они о наградах! Они шли в бой за Родину, за своих жен, детей, сестер, братьев, стариков. И они не виноваты, что им довелось погибнуть безвестными. Они, как и все погибшие, — жертвы той войны.
Людмиле Ивановне сейчас уже 72 года. 40 лет она проработала на химзаводе г. Владимира, а сейчас живет в пос. Мирный. В ее сердце до сих пор не проходит щемящая боль за отца, за всех безвестно павших героев, участников Великой Отечественной войны. Как пишет в своем стихотворении Н. Веденяпина, ей «пришлось все годы жить под знаком скорби и печали…».
Только наша с вами благодарная память об этих солдатах, защитниках Родины  — им награда.

261