Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

16.05.2014 08:59 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 33 от 16.05.2014 г.

Обрученная с небом

Автор: Д. Маштаков
Ветеран войны Галина Игнатьевна Былова научилась летать еще в юности — перед самой войной она окончила аэроклуб и летала на легендарном У-2. Как только она узнала, что в Камешковском районе восстановили аэродром, ей захотелось вновь увидеть самолеты.

В свои 93 года Галина Игнатьевна не потеряла вкус к жизни: уверенно пользуется мобильником, освоила компьютер и даже звонит родственникам в Москву по скайпу. Сохранила она и любовь к небу. Поэтому, когда в сопровождении внуков и правнуков она вступила на территорию аэродрома в д. Каменово, то глаза ее засияли от радости. Члены аэроклуба «Штурман» радушно встретили ветерана и пригласили за стол. Но Галина Игнатьевна направилась к ангарам, процитировав известную фразу из старого фильма: «Первым делом – самолеты…»
Легкой помолодевшей походкой она обошла крылатые машины, прикоснулась к фюзеляжу, заглянула в кабину. Обилие приборов удивило ветерана. Она с сожалением отметила, что пилотам ее поры приходилось полагаться в основном на свое чутье. Вот как это было:
- Я летала на У-2, тогда все учились летать на нем. Он легок в управлении, площадка для взлета ему нужна небольшая. Попала в авиацию по специальному набору в 1938 году. В то время актуальным был девиз – «Молодежь — на самолеты!», и все мечтали о небе. Училась летать в г. Семипалатинске, где был большой аэроклуб, около 150 человек. Теорию и практику сдала на «отлично», и меня оставили преподавать «наставление по правилам полета» (НПП). Сейчас уже и не помню, что это такое, 75 лет прошло. Я летала, но учиться дальше меня не посылали. Мне стало обидно, и я уехала в Москву. В г. Мытищи снова пришла в аэроклуб, но началась война. Курсантов-мужчин вместе с самолетами отправили на фронт. Аэроклуб эвакуировали в Петушки, там я летала с курсантами каждый день…
В 1941-м году женщин в армию не брали, на фронт можно было попасть только в качестве медсестры. А в 1942-м стали призывать в массовом порядке. Потери на фронтах были большие, и женщины становились связистами, техниками, водителями. Меня тоже призвали, в военкомате обещали направить в авиацию. Нас везли на Дальний Восток, а навстречу нам ехали ребята, в основном, под Сталинград. Я попала в 8-й разведывательный авиационный полк, но не пилотом, как мечтала, а шофером в подразделение, обслуживающее аэродром. Впрочем, и шоферила я недолго. Командиры посмотрели на меня, маленькую, худенькую, и перевели в роту связи. Потом я участвовала в войне с Японией.
С будущим супругом, Иваном Семеновичем Быловым, они служили в одном полку. 2 сентября 1945 года Вторая мировая война закончилась, и молодые люди в Китае сыграли свадьбу. Демобилизовавшись, молодожены приехали в г. Камешково, где и работали педагогами всю оставшуюся жизнь.
Летчик, полюбивший небо, не расстанется с ним никогда. Несмотря на почтенный возраст, Галина Игнатьевна не смогла отказать себе в удовольствии сесть в пилотскую кабину. На председателя аэроклуба градом посыпались вопросы: где газ? для чего этот прибор? Взяв в руки штурвал, она с легкостью вспомнила, что в У-2 газ находился слева, что для левого поворота со скольжением необходимо нажать левую педаль и одновременно плавно подать ручку влево. Стало ясно, что человек оказался в «родной стихии».
К всеобщему сожалению, подняться в небо в этот день не получилось: после зимней стоянки необходимая предполетная проверка всех узлов и агрегатов самолета еще не была закончена. Зато были чаепитие, подарки, которые Галина Игнатьевна привезла специально для пилотов, и долгие разговоры, конечно же, о небе. Авиаторы клуба «Штурман» заверили, что в ближайшее время Галина Игнатьевна обязательно снова увидит землю с высоты птичьего полета. Лучшего подарка на день рождения, который ветеран отметила 15 мая, она и пожелать не могла.

274