Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

28.02.2014 10:32 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 28.02.2014 г.

Не забытое жизнью село

Автор: А. Александров
старинное село, старинные дома

Аграрная страна, аграрное село
В начале 19-го столетия при селе Лаптево значилось десятин: пашенной земли — 376, сенокосной – 51, выгонной — 18, под кустарником – 40, неудобной — 111 и усадебной – 22. Земля была иловатой и песчаной, более подходящей к выращиванию овса и гречи. Но и ржаного хлеба засевалось 188 четвертей. Десятина земли среднего качества стоила в конце 1870-х годов от 3 до 5 рублей, что по тем меркам очень дешево. Сенные покосы были небогатые – лесные и болотные, а луговых почти не имелось. Скотоводством в Лаптеве занимались слабо, некоторые крестьяне держали лошадей, но коров и овец почти не заводили.
В начале 19-го столетия через Лаптево проходила старая дорога из Москвы в Нижний Новгород. А в 1859-1862 годах в двух верстах севернее деревни была проложена железная дорога, и появилась станция Второво (при одноименном селе).
Время строить и …растаскивать камни
В 1819 году по благословению епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта в Лаптеве выстроили каменную церковь о двух престолах: во имя святителя и чудотворца Николая и в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Одновременно с церковью выстроили и колокольню. По расписанию приходов и причтов в 1873 году церковь села Лаптево сделали приписной к Архангельскому храму соседнего села Второво. В приходе лаптевского храма к концу 19-го века значились три деревни – Близнино (принадлежала восьми помещикам), Константиновка (числилось за дворянами Языковыми) и Пищихино (владельцы из рода Трегубовых и Бабкиных). Дольше всех в церкви Тихвинской иконы Божией Матери священствовал Александр Тимофеевич Диаконов (1846-1883 г.г.).
19 октября 1935 г. поступила жалоба во ВЦИК из с. Лаптево Второвского сельсовета Владимирского района. В ней сообщалось, что в результате ограбления церкви были похищены серебряные венчики с икон и оклады с Евангелий весом 6750г (что равнялось 4795 рублям). Так как село очень бедное, такая сумма прихожанам была непосильна. Воров тогда не нашли (да, вероятно, и не особо искали), и в дальнейшем храм продолжал разрушаться по типовой схеме советского периода: скажем, возле земли разбирался один из четырёх столпов колокольни, далее сооружение легко теряло устойчивость, и все село получало в распоряжение бесплатный кирпич для своих сараев (такой «метод» был традиционным для воинствующих атеистов). Старожилы сказывают, что колокольню в с. Лаптево где-то в начале 60-х годов пробовали сокрушить даже …танками. Но старинные мастера делали свое дело на совесть, и поэтому, оборвав десятки тросов, танкисты отступились от этой затеи. (Правда, печи, сложенные на глине и находившиеся внутри храма, местным жителям удалось разобрать по кирпичику и растащить).
Сознание определяет житие
Сегодня в селе числится 75 дворов, и, примерно, в 15 из них проживают коренные жители, остальные заселены дачниками. Которые, впрочем, вполне прониклись очарованием местной природы, самобытностью сельских нравов, близостью к областному центру и по мере сил тоже участвуют в возрождении села. Поскольку никаких «селообразующих» предприятий (совхозов, торфопредприятий и т.п.) больше и в помине нет, то большинство бытовых проблем местным жителям приходится решать путем самоорганизации. И все необходимые удобства в поселении есть. Для водоснабжения жителей есть четыре колодца, обустроенных с применением бетонных колец (срок службы не менее 50 лет). Энергетическое снабжение в селе бесперебойное, так что с освещением улиц тут, по отзывам аборигенов, проблем нет. Автолавка со свежим ассортиментом подуктов навещает жителей дважды в неделю. Водоемы в противопожарных целях тоже имеются. Самый большой из них рядом со старинным храмом. Недавно стараниями местных жителей был построен даже «пирс» на нем: площадку для подъезда пожарных машин приподняли, защебенили и обложили бетонными блоками. Так что в случае «красного петуха» контр-меры не заставят себя долго ждать. Почтальон из Второва пенсию сюда носит, и за то ему огромное спасибо.
Дорога по главной улице вас приятно удивит: тут под асфальтом мощная «бетонная подушка», а это значит, ей никакая большегрузная техника не страшна. Не ко всем домам такой надежный путь, но Второвская администрация «держит руку на пульсе» и организовать работу по дорожному ремонту она сможет. Кстати говоря, некоторым жителям иметь хорошие подъездные пути к дому не особо и хочется… Почему? – вопрос, конечно, интересный. Лаптево расположено на бойком месте – близ оживленной автотрассы, и сюда в последние годы зачастили «металлоискатели» всех мастей. Они колесят (как правило, на ГАЗелях) по всей округе, бесцеремонно лезут в палисадники и огороды даже тогда, когда хозяев нет дома. Поэтому отдельные жители даже радуются, если эти перекупщики не могут пробиться к их дому, а их транспорт «садится в лужу». Понять можно: незваный гость – хуже татарина!
Культурно-просветительных учреждений в селе нет (они изначально были сконцентрированы в соседней деревне с одноименным названием – Лаптево). А молодежь летом все-таки тут есть и в соответствии с возрастом тоже хочет «потусоваться». Однажды ребятишки не нашли ничего лучшего, как собираться на остановке близ автотрассы (которая сама по себе всегда «зона риска»). Пришлось тогда взрослым спохватиться, вмешаться и предложить ребятам …бесхозное здание бывшего сельмага под их «посиделки». А вот, правда, что это бывшие РАЙПОвские сельмаги стоят во многих селениях безприютными? Может, как в Лаптеве, решением схода граждан превратить их в «избы-читальни» или диско-клубы?
Мало кто знает, что в древнейшие времена рядом с храмом располагалась и помещичья усадьба, засаженная стройными рядами лип. Старожил села Виктор Иванович Болдин еще помнит, как украшали эти вековые деревья родимое село. Но потом случилось страшное: рядом с бывшим «дворянским гнездом» был выстроен … свинарник. Хрюшек выпускали на выгул, они и сгубили весь этот оазис, подрывая корни деревьев. Новый парк разбить уже некому. Что имеем – не храним, потерявши – плачем!

378