Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

21.11.2014 14:19 Пятница
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 85 от 21.11.2014 г.

Не поле перейти

Автор: К. Денисова

В нашем городе живет много людей, отмеченных государственными наградами за свой труд. Это уважаемые граждане, добропорядочные и честные труженики. Но, к сожалению, немногие их знают. Об одном из таких людей, человеке с непростой судьбой, труженике тыла, Валентине Михайловиче Шалыгине, мы хотим рассказать.

«Война –
дело преходящее»
Родился Валентин Михайлович до войны, 27 ноября 1931 года, и буквально через неделю будет отмечать свое 83-летие. Простая семья из нескольких человек жила в деревне, находящейся на большой горе рядом с шоссе Москва-Ярославль, и имела странное название – Полувзвоз. Считалось, что только до половины горы хватало сил путнику доехать. Раньше это был Александровский район Владимирской области.
Детство, как он сам говорит, было нелегким, но счастливым. Потом началась война. Начальная школа находилась за два километра от дома. Родители в такое трудное время не разрешали детям посещать школу, и из родной деревни он был единственным ребенком, получавшим образование. Этому способствовала мама Валентина Михайловича, трудолюбивый, сильный человек. Она мечтала, чтоб ее сын получил достойное образование. Война – дело преходящее, говорила она, а жить и после войны нужно.
- Когда хотелось погулять, покататься на лыжах с ребятами, мама возьмет, бывало, ухват и командным голосом скажет: «Ну-ка, марш учиться!» — вспоминает Валентин Михайлович.
А в среднюю школу он ходил буквально под звуки разрывов снарядов. Она находилась уже в другом поселке — Красное Пламя, который располагался в пяти километрах от дома. Долгое время Валентин жил у тети, работавшей на оборонном заводе в Краснозаводске (ныне Сергиево-Посадский район). В военное время рабочим таких предприятий выдавали большой паек, к тому же у тети не было детей.
Самое страшное воспоминание тех лет — бомбежки. Немцы знали, где расположено предприятие, и старались разгромить его до основания. Люди умирали на глазах у Валентина – немец бомбил нещадно, но по воле случая снаряды не попадали в центр населенного пункта, зато все поля в округе были ими изрыты. Осколки искореженного металла еще долгое время после войны оставались в так называемой «коллекции»
В.М. Шалыгина. Из-за сильных бомбардировок один год учебы пришлось пропустить, но в 1947 году он все-таки успешно закончил семилетнюю школу. В школьные годы Валентин Михайлович работал почтальоном, за что получил медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
После войны
В 1946 году, пройдя Финскую и Великую Отечественную войны, вернулся с фронта отец. До войны семья Валентина Михайловича жила в одном просторном доме вместе с младшим братом отца, который демобилизовался по ранению в 1942 году. Все общее – одни на всех комнаты, одна большая русская печь, одна входная дверь, одна усадьба. Семьи жили бок о бок, делили имущество, помогали друг другу, их отделяла только небольшая перегородка в несколько досок. Однако у женщин между собой со временем стали возникать разногласия. Братья решили – хватит ругаться, надо разделиться. Выстроенный дедом дом был большой, но за войну без мужских рук начала подтекать крыша, где-то повалился забор. Как раз в это время в соседней деревне пустовал дом, которой можно было купить. Братья, недолго думая, скрутили бумажки, положили в шапку и разрешили тянуть Валентину жребий – на развернутой бумажке было написано «новый дом». Так и переехали. Новый дом обустроили, но жилось семье очень трудно: продали корову – последнюю кормилицу семьи, мама родила еще одного ребенка, приходилось питаться крапивой, лебедой, мороженой картошкой. Чтобы облегчить родителям жизнь, Валентин поступил в ремесленное училище, хотя обычно туда брали тех, у кого было только начальное образование. Стал учиться на помощника мастера. В училище кормили, одевали, форма особенно нравилась (ее называли – «ремеслуха»). Так вышло, что на текстильном комбинате в Карабанове, где он учился, работников хватало, зато на фабрике в нашем городе ощущался дефицит рабочих рук.
- Мне-то было без разницы, куда ехать, я деревенский, а вот другим рабочим уж очень не хотелось переселяться из родного дома в маленький городок. Нас доставили с милицией – 20 человек под конвоем привезли на новое место работы в Камешково. Так и оказался я здесь. Сразу же устроился в школу рабочей молодежи, в восьмой класс. Числился в передовиках на работе. Поселились мы в общежитии – большом одноэтажном деревянном здании, находившемся на месте бывшего двенадцатого магазина, – рассказывает Валентин Михайлович.
Молодым рабочим никто не сказал, что нужно сначала было отработать два года, только после этого берут в армию. Валентин Михайлович начал уже волноваться, мол, всех берут, а его нет — может, с ним что-то не так, «не инвалид ли уж»? Пока дожидался службы, стал работать на коренных комплектах – налаживал сложные станки. А в 1951 году все-таки призвали в армию, служил в Москве во внутренних войсках охраны. За три года службы просто надоело ходить в караул через день, и в столице после демобилизации Валентин Михайлович не остался, вернулся в Камешково.
После службы он закончил десятилетку и поступил в Ивановский текстильный институт. Получил специальность инженера-механика химико-технологической промышленности для отделочных предприятий. Был на партийной, хозяйственной работах, 10 лет проработал конструктором, 7 лет — конструктором 1-й категории на электромеханическом заводе в Коврове.
В.М. Шалыгин награжден медалью «50 лет Вооруженных сил СССР».
118 на двоих
У Валентина Михайловича был и остается крепкий тыл — его супруга, семья и дом. Ираида Ивановна Шалыгина и в юности, и сейчас заботливо наливает мужу чай, с добротой поправляет его воротник. Познакомились они в школе рабочей молодежи, где Ираида Ивановна преподавала немецкий язык. В то время в Камешкове было очень много незамужних молодых учительниц, все ходили в клуб «13 Октябрь» – именно там он и выбрал «свою». Знакомство, переросшее в крепкое чувство на многие десятки лет, завязалось на танцах. В 1955 году поженились. На вопрос, как удалось так долго прожить вместе, Валентин Михайлович улыбается, размягчается и произносит:
- У Ираиды очень добрый характер. Она совсем не умеет ругаться. У нас даже серьезных ссор никогда не было. Не оскорбляли друг друга, шли всегда на уступки. Я сам по себе вспыльчивый, а она покладистая. Ну, и любим друг друга до сих пор, конечно.
Особенно Валентин Михайлович гордится тем, что в его семье все законопослушные и трудолюбивые — ни разу не имели дел с полицией, работали постоянно, без передышки. Трудовой стаж на двоих в следующем году составит 118 лет. Ираида Ивановна работает и сейчас. Валентин Михайлович на заслуженном отдыхе, но не унывает. Постоянно занимается хозяйством, домашними делами, ухаживает за дачей. Никогда не бросал заниматься спортом. Вспоминает, что, как только научился ходить, встал на коньки, затем на лыжи. Теперь агитирует всех вести здоровый образ жизни. Помимо этого у семьи Шалыгиных есть любимое хобби – занимаются травами. Валентин Михайлович предполагает, что именно благодаря этому и он, и Ираида Ивановна замечательно чувствуют себя в такие годы. В следующем году чета Шалыгиных отметит 60-летие супружеской жизни – бриллиантовую свадьбу.

79