Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

17.07.2020 08:15 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Родительский дом

Автор: М. НЫРЦОВ

Илларионовы, слева направо: прабабушка Марфа Алексеевна, в середине моя бабушка Вера Максимовна, справа — Екатерина Максимовна

С г. Камешково меня связывают три поколения моих родственников — от прабабушки до мамы.

По совсем давнему воспоминанию наша фамилия должна была быть Ляпины. От Ляпиных пошла династия прабабушки Марфы Алексеевны, которая родилась в 1886 году. Прабабушка вышла замуж за прадеда Максима, которому я обязан своим именем. Они были родом из Чистухи и Фомихи. История умалчивает, что стало с моим прадедом. Известно только то, что он погиб, сражаясь за советскую власть. А Марфа Алексеевна (Илларионова) поседела за одну ночь, узнав о гибели отца семейства. Не сохранились даже его фотографии, но бабушка вспоминала, что он был статным, высоким черноволосым мужчиной.

Марфа Алексеевна приехала в Камешково для работы на текстильной фабрике. Здесь родилась в 1921 году моя бабушка Вера Максимовна, а ранее в 1914 году её сестра Екатерина Максимовна, которая стала фактически моей няней до самой своей смерти. Прабабушка была изящной скромной женщиной с тонкими чертами лица и крупными выразительными глазами, которые передались всем представителям рода по наследству. Марфе Алексеевне предоставили один из дербенёвских домов, тогда их ставили для рабочих фабрики. Это сейчас они перестроились, а тогда был только сруб с пятой стеной на две семьи. Жили скромно и дружно, поэтому не было никаких заборов. Топили печки для поддержания тепла, вокруг собирались дети и здесь же ночевали. Вначале Марфа Алексеевна выбрала квартиру в доме не со стороны противопожарного прогона, а с внутреннего порядка: видимо, она боялась — если что-то случится, то до соседей слишком далеко. Так появился наш родовой дом по улице Карла Маркса, которую называли раньше Васильевской.

Прабабушка жила и работала до своей кончины в 1963 году в Камешкове и никуда не уезжала. Здесь сыграли свадьбу после войны мои бабушка Вера Максимовна и дед Оськин Пётр Васильевич 1914 года рождения, который был родом из Ржаксинского района Тамбовской области. Дедушка воевал не только в Великую Отечественную, но и в Финскую. Петр Васильевич прошел всю войну и получил ранение, с осколком от которого прожил всю жизнь. Награждён многочисленными наградами, среди которых — орден Отечественной войны II степени и медаль «За отвагу». Сразу после Великой Отечественной его призвали на войну с Японией, но до фронта он так и не доехал, так как боевые действия быстро завершились. Вся его трудовая деятельность связана с фабрикой им. Свердлова, где он проработал помощником мастера прядильного цеха до ухода на пенсию. Ездил в командировки по поиску работников для текстильной фабрики. Из детства остались воспоминания, что после выхода на пенсию дед работал на камешковской лесопилке, а я ходил к нему в гости. После трудового дня вместе мастерили миниатюрную мебель. Я благодарен ему за то, что он привил мне навык работы с инструментами, я и по сей день люблю делать всё своими руками.

Бабушка Вера Максимовна родилась в голодные годы, которые были в нашей стране из-за последствий Гражданской войны и засухи, уничтожившей урожай. В детстве переболела малярией. Рассказывала, как приходилось из-за высокой температуры летом ходить в меховой шубке. Бабушка всю жизнь трудилась и завещала нам, что работа должна занимать в жизни главное место. По профессии она была бухгалтером, поэтому всегда имела хорошую память и быстро считала. В войну работала в госпитале, где лечили военнопленных немцев. Рассказывала, что они были чрезвычайно образованы, любили вязать. У всех хранились семейные фотокарточки. После войны бабушка обучала русскому языку учащихся школы ФЗУ. При выходе на пенсию получила почетное звание ветерана труда.

Бабушка была всегда оптимисткой, любила петь, ходить в лес за грибами и ягодами, обрабатывала свой огород и умела жить в ногу со временем. Всегда отзывалась на помощь людям в трудных ситуациях и словом, и делом. А какие пирожки со щавелем пекла! Даже мой канадский коллега, профессор, который приезжал к нам в гости в 2000 году, восторгался ими.

У Веры Максимовны и Петра Васильевича родились двое детей — мама Тамара Петровна и её брат Александр Петрович. Мама училась во 2-й школе до 8 класса, а выпускалась из средней школы

№ 1. В 17 лет уехала в Москву, где к тому времени уже жила Екатерина Максимовна, сестра бабушки.

Мама окончила институт в 1971 году по профессии инженера-картографа, в 1984-м защитила кандидатскую диссертацию. С тех пор и по сей день она работает в МИИГАиКе, ныне Московском университете геодезии и картографии. Прошла путь от ассистента преподавателя до декана картографического факультета, в должности которого проработала 18 лет. Отмечена многочисленными наградами, среди которых — нагрудный знак Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Минэкономразвития РФ «За безупречный труд», Тамара Петровна — заслуженный работник высшей школы.

Мама часто рассказывала про детство, проведённое в Камешкове: как с девчонками катались на лыжах, после чего пришлось ходить какое-то время на «вертолёте» со сломанной рукой; как шили платья и ходили на танцы, пели в хоре под руководством Евгении Вячеславовны Пеньковой (школа №2), занимались в различных кружках. Мама с благодарностью вспоминает учителей, которые дали такие знания, что позволили ей поступить в столичный институт.

В 1975 году в Москве появился на свет я. Моё детство тоже проходило в Камешкове. Каждые летние каникулы родители привозили меня к бабушке. Помню, как гоняли с мальчишками по улице в прятки, бегали купаться на Криулю, как участвовал в конкурсе рисунка на площади перед клубом, каждые выходные ходили на концерты, организуемые в сквере.

Я никогда не терял связь с Камешковом. И по сей день, уже став дипломированным картографом во втором поколении, доктором технических наук, профессором РАН, профессором Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, объездив почти весь мир с докладами на международных конференциях, я приезжаю в родительский дом по улице Карла Маркса, чтобы отдохнуть и поработать над научными статьями, учебными пособиями и монографиями для студентов.

Стараюсь быть в курсе развития моего родного города и радуюсь, что Камешково становится уютнее, что растет новое поколение талантливой молодежи, творчество которой можно увидеть на сценических площадках города. Благодаря увлечению фотографией в моей коллекции насчитывается несколько тысяч снимков Камешковского края, красотой природы которого восхищаются мои друзья. Память о нашей династии мы бережно храним, ведь всех нас объединяет родительский дом.

От редакции.

Как нам рассказал Максим Нырцов, видный учёный-картограф с мировым именем и камешковскими корнями, тематикой его научных исследований является внеземная картография. Его чрезвычайно интересует картографирование астероидов, особенно тех, которые сближаются с Землёй. М. Нырцов – активный популяризатор науки, стоял у истоков создания Кванториума. Максим Валерьевич – автор многочисленных научных трудов, в том числе посвященных математическим основам карт малых тел Солнечной системы.

В 2015 году в числе 493 видных российских учёных был избран профессором Российской академии наук.

В условиях пандемии Максим Валерьевич находился в Камешкове на самоизоляции и вёл отсюда занятия, участвовал в защитах дипломов выпускников МГУ как член государственной аттестационной комиссии.

«К слову сказать, — отметил Максим Валерьевич, — меняются времена и форматы изданий, а «Знаменку» мы продолжаем читать».

261