Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

18.12.2020 08:53 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«В этом мире я только прохожий…»

Автор: Е. ВИКТОРОВ, г. Александров

Фото с сайта mincult.samregion.ru

В этом году исполнилось 125 лет со дня рождения одного из самых любимых поэтов в нашем Отечестве – Сергея Александровича Есенина

Жизнь отдавши за удачу,

Миру, городу, селу

Загодя шепнул: «Не плачу,

Не жалею, не зову…»

Владимир Корнилов «Есенин»

Прижизненная легендарная слава поэта, о которой он так мечтал, пережила его вот уже на добрую сотню лет, и, думается, конца ей не будет видно, пока на земле живут люди, говорящие на русском языке.

Нежнейший лирик, чьи стихи вошли в сокровищницу мировой литературы, С.А. Есенин мечтал не просто о славе, а о ВСЕНАРОДНОЙ известности. Какая, например, была у А. Пушкина, которого он под конец своей короткой жизни называл самым любимым поэтом.

Без стихов С.А. Есенина невозможно представить поэзию начала прошлого века, так поразившую современников своим волшебным звучанием и удивительной образностью:

***

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая,

С замираньем летит на звезду.

***

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой пустырь.

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь…

***

И золотеющая осень,

В берёзах, убавляя сок,

За всех, кого любил и бросил,

Листвою плачет на песок.

***

Синий май. Заревая теплынь.

Не прозвякнет кольцо у калитки.

Липким запахом веет полынь.

Спит черёмуха в белой накидке.

До сих пор многие задаются вопросом (и не находят ответа): как простой деревенский мальчишка смог стать национальным гением и любимейшим поэтом всех поколений россиян? Ещё А. Солженицын об этом размышлял, побывав на родине поэта: «Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясённый, нашёл столькое для красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за околицей, – красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?»

С.А. Есенин, поднявший на недосягаемую высоту исповедальность русской поэзии, писал в основном о себе, а оказалось – о каждом из нас:

Никогда я не был на Босфоре,

Ты меня не спрашивай о нём.

Я в твоих глазах увидел море,

Полыхающее голубым огнём.

***

Я утих. Годы сделали дело,

Но того, что прошло, не кляну.

Словно тройка коней оголтелая,

Прокатилась на всю страну.

***

Эх вы, сани! А кони, кони!

Видно, чёрт их на землю принёс.

В залихватском степном разгоне

Колокольчик хохочет до слёз...

Порой очень трудно объяснить, что означает для русского человека поэзия С.А. Есенина. Настолько это глубинное, на уровне подсознания, явление, которое невозможно выразить до конца словами.

Погружаясь в мир его стихов, особенно осознаёшь своё кровное родство и сопричастность с окружающей природой: с полями и реками, озёрами и перелесками, с весенней распутицей и осенним ненастьем, с берёзой и клёном, рябиной и лебедой – со всем Божьим миром, в котором живешь…

А ведь некоторые «знатоки» поэзии до сих пор обвиняют С.А. Есенина в безвкусице, низкопробной массовой продукции, рассчитанной на невзыскательный вкус и моду. Китч, одним словом. Видимо, они забывают главное: его поэзия проверена временем.

Пять лет назад на родине поэта в селе Константиново, что под Рязанью, проходили торжества, связанные с его очередным юбилеем, на которых удалось побывать и мне с друзьями. Не буду перечислять мероприятия, подготовленные Государственным музеем-заповедником С.А. Есенина, они были интересны и разнообразны. Меня поразило другое. Я, конечно, предполагал, что поклонников творчества поэта будет много, но чтобы столько! Судите сами, припарковать свою машину мы смогли только за полтора километра от Константинова и добирались до села, как и многие, пешком, потому что подъехать ближе не представлялось никакой возможности: всё было заставлено автотранспортом. И, судя по регистрационным номерам машин и автобусов, в гости к поэту приехали со всех уголков нашей необъятной России.

Нисколько не умаляя величия и достоинства других выдающихся поэтов Серебряного века и глубоко ценя их творчество, невольно приходишь к мысли, что никто из них, согласитесь, не может потягаться с С.А. Есениным в таком интересе к себе. Такова благодарная любовь народа к своему поэту.

А ещё мне тогда подумалось: вот бы С.А. Есенин это увидел! Ведь он, называя себя «последним поэтом деревни», порой сомневался, нужна ли будет в будущем его поэзия людям.

За пять дней до ухода из жизни С.А. Есенин, находясь в Госиздате по поводу выпуска своего «Собрания стихотворений», говорил с надеждой и презрением в голосе редактору И. Евдокимову: «Обо мне напишут, напи-и-шут! Много напи-ишут!» Словно знал наперёд, что, помимо правды, скажут о нём столько всякой глупости и чепухи, что не хватит никаких книжных полок для такой литературы.

В 1915 году поэт опубликовал провидческие строки:

Седые вербы у плетня

Нежнее головы наклонят.

И необмытого меня

Под лай собачий похоронят.

К сожалению, «лай» этот раздается до сих пор и как будто не кончается.

Имя С.А. Есенина безжалостно треплют все, кому не лень, всякий раз всё больше погружаясь в свои фантазии и предположения. Это касается не только его смерти, разговоры вокруг которой, к великому стыду, не обходятся без антисемитизма. Авторы не жалеют сил, копаясь в личной жизни поэта.

Как тут не вспомнить слова А. Пушкина о Байроне из письма П. Вяземскому: «Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врёте, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы, — иначе».

Стоит только прочитать четверостишие С.А. Есенина:

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом мёда и рос, –

и вся эта гнусь о поэте сваливается с души, как ненужный балласт.

Если же говорить о заслуживающих внимание изданиях за последнее десятилетие, рассказывающих о поэте, любопытна книга известного критика и литературоведа А. Марченко «Есенин. Путь и беспутье» (М. Астрель. 2012). Довольно серьёзное исследование, прослеживающее не только творческий и жизненный путь поэта, но и затрагивающее причины его смерти в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер». Правда, в отдельных случаях автор для подтверждения своих гипотез активно пользуется художественным вымыслом, с которым не всегда можно согласиться.

Ещё одна книга «Сергей Есенин. Биография» (М. Corpus. 2015) написана филологами и историками литературы О. Лекмановым и М. Свердловым. В ней около трёхсот иллюстраций, много подробностей из жизни поэта, и снабжена она аннотированным указателем имён. Если утрировать, разговор в ней ведётся о почвенности поэта, о том, что он всю жизнь занимался собственным мифо-творчеством, постоянно менял маски, подстраиваясь под те или иные жизненные обстоятельства, а единственные честные стихи, которые он написал – «Чёрный человек». И хотя авторы, не отказывая в таланте поэту, претендуют на беспристрастное исследование фактов, книга, при всём положительном в ней, получилась несколько схематичной.

Вышедшая в начале 2020 года в серии «ЖЗЛ» книга З. Прилепина «Есенин: обещая встречу впереди» (М. Молодая гвардия. 2020) приятно удивила. Можно по-разному относиться к автору и его политическим симпатиям, считать его одиозной личностью или успешным писателем, телеведущим и рок-музыкантом… В данном случае это не так важно. Главное то, что З. Прилепин написал интереснейшую книгу о С.А. Есенине. В ней более тысячи страниц. Автор проделал огромную работу, скрупулёзно исследуя жизненный и творческий путь поэта, не выдумывая и не занимаясь отсебятиной и прибегая лишь к известным на сегодняшний день документам и материалам, воспоминаниям и научным публикациям. Он тактичен и точен в оценках, когда пишет о детстве поэта, о его взаимоотношениях с матерью и отцом, о роли старообрядчества в политической жизни страны, о событиях 1917 года, об отношении С.А. Есенина к Советской власти и наоборот, сильных мира сего к поэту, об имажинизме и его влиянии на литературный процесс тех лет, о заграничном вояже С.А. Есенина, который он совершил вместе со своей женой А. Дункан, о причинах самоубийства поэта, о его творческом наследии, о судьбах родных и близких, о детях и о многом другом…

«Есенин, – пишет З. Прилепин, – всё русское разом. Святость – и расхристанность, воинственность – и добролюбие, нежность – и наглость, стремление к порядку – и страсть к разгрому, широкая… всепрощающая душа – и дерзкая привычка называть вещи своими именами, беспутство судьбы – и высокая, пожизненная смертная ответственность за всё содеянное и сказанное».

Как справедливо заметила та же А. Марченко, «…если Пушкин – первая любовь читающей России, то Есенин – её последняя любовь, а только первая и последняя любови не повторяются».

Так и представляется: в лучах славы шагает впереди своей лёгкой походкой С.А. Есенин, в светлом костюме, с копной золотых волос, которые развевает ветерок, красивый и нисколько не сомневающийся в том, что не напрасно всего себя поставил на службу своему таланту, заплатив за это самую высокую цену. Вот он останавливается и, обернувшись, с улыбкой приветствует всех нас, идущих вслед за ним, как бы говоря:

В этом мире я только прохожий,

Ты махни мне весёлой рукой…

43