Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

26.08.2022 08:30 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Защитники Сталинграда

Автор: С. КУДРЯШОВА

Военная история России знает немало примеров мужества и героизма, воинской доблести солдат на поле битвы и стратегического гения военачальников. На их фоне особо выделяется Сталинградская эпопея. Двести дней и ночей на берегах Дона и Волги, а затем у стен Сталинграда и непосредственно в самом городе продолжалась эта ожесточенная битва. Протяженность фронта составляла от 400 до 850 км. Участвовало в этой грандиозной битве с обеих сторон на разных этапах боевых действий свыше 2,1 млн человек. По целям, размаху и напряженности боевых действий Сталинградская битва превзошла все предшествующие ей сражения мировой истории.

Сталинградская битва включает два периода: оборонительный – с 17 июля по 18 ноября 1942 года, и наступательный – с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года. Немецкое верховное командование, планируя операции на лето и осень 1942 года, основными условиями окончательного разгрома СССР считало захват Кавказа, плодородных сельскохозяйственных районов Дона, Кубани, Северного Кавказа и Нижнего Поволжья, а также захват водной артерии – реки Волги. Задача непосредственного взятия Сталинграда была возложена на считавшуюся лучшей в вермахте 6-ю армию (командующий генерал-лейтенант Ф. Паулюс), действия которой с воздуха поддерживал 4-й воздушный флот. Немецкое командование было настолько уверено в быстром захвате Сталинграда, что с 1 по 16 июля сократило состав 6-й армии с 20 до 14 дивизий. В результате неудачного для советских войск исхода операций под Харьковом, на воронежском направлении и в Донбассе, а также выдвижения крупных сил противника в большую излучину Дона создалась реальная угроза прорыва врага к Волге. Первоначально немецкой армии противостояли войска 62-й и 64-й армий.

На дальних подступах к Сталинграду (17 июля – 12 сентября 1942 г.)

Первым днем Сталинградской битвы считается 17 июля, когда выдвинутые на рубеж реки Чир передовые отряды советских войск вступили в соприкосновение с немецкими частями. Остальные дивизии еще продолжали занимать свои позиции. Немецкие соединения наступали так, будто на их пути вообще не было никакой обороны. Шесть дней передовые отряды мужественно отражали атаки авангардов противника, позволив выиграть время для усиления обороны. 23 июля началось немецкое наступление — враг рассчитывал ударами через Перелазовскую и Обливскую выйти на Калач и с ходу прорваться к Волге. Первыми были атакованы части северного фланга 62-й армии.

192 стрелковая дивизия 62-А, в которой служил наш земляк, уроженец с. Круглово, воентехник 2 ранга, начальник артиллерийской мастерской 298 артиллерийского полка Иван Матвеевич Лесин, одной из первых встретила фашистов, прорвавшихся в большую излучину Дона. Первый бой дивизия приняла 17 июля у хутора Пронин, сдерживая натиск противника, с тяжелыми боями отошла к основной линии обороны. И.М. Лесин погиб 22 июля 1942 в районе станицы Клетская.

Оборона 62-й армии была прорвана, несколько дивизий были окружены, весь Сталинградский фронт оказался в крайне тяжелой ситуации. Развернулись бои, длившиеся до начала августа, но противник не был допущен к переправам через Дон в районе Вертячий и Калач. 25 июля враг повел наступление против 64-й армии. Однако перед решающими сражениями на указанный командованием фронта рубеж обороны Красная армия вышла не всеми силами. Только 214-я стрелковая дивизия и 154-я морская стрелковая бригада оказалась в несколько лучшем положении — они имели почти трое суток для организации обороны.

Во второй половине дня 26 июля 1942 года противник прорвал оборону на правом фланге 64-й армии, которая к этому времени не имела резервов. В этой крайне сложной обстановке на направление наступления главных сил противника — ст. Нижне-Чирская, была выдвинута 66-я морская стрелковая бригада с артиллерийским дивизионом. Выполняя поставленную ей боевую задачу, бригада с марша заняла оборону северо-западнее станицы. В сдерживании противника на левом берегу Дона также принимали участие бойцы 154-й морской стрелковой бригады.

«Черная смерть» (Морская пехота под Сталинградом)

Удар южной группы 6-й армии был очень сильным и привел к печальным для советской стороны последствиям. Замысел наступающих был довольно простым: прижать советские войска к Дону и уничтожить. Понтонная переправа была организована близ станицы Нижне-Чирская. Необходимость успеть к ней до того, как от нее отрежут, оказывала деморализующее действие на войска. В.И. Чуйков описывает происходившее следующим образом: «Казалось, что нам все же удастся остановить противника, не допуская к рекам Чир и Дон, и закрыть образовавшийся прорыв. Но в медсанбаты, арт. парки и обозы частей, расположенных на правом берегу Дона и Чира, кто-то сообщил, что немецкие танки находятся в двух-трех километрах. Многие устремились к переправе».

Стремясь любой ценой захватить переправы через Дон и отрезать от них отходившие войска 64-й армии, боевые порядки 66-й МСБр атаковали более двадцати немецких танков. Завязавшийся бой длился около часа, но, потеряв 12 танков, противник был вынужден отойти и не атаковал Нижне-Чирскую до самого вечера. Это дало возможность отступающей армии организовать понтонную переправу на другой берег Дона. Своими героическими действиями бригада не позволила танковой группе немецких войск с ходу прорваться к станции Нижне-Чирской, переправиться через реку и выйти во фланг и тыл 64-й армии.

Среди бойцов 66-й особой морской бригады был и наш земляк Сергей Ефимович Данилов. В Красную армию он был мобилизован 29 августа 1941 года, воевал на Западном и Карельском фронтах. «В июле 1942 года нас погрузили в эшелоны и отправили под Сталинград. Высадили на правом берегу Дона в районе станции Нижне-Чирская и приказали держать оборону, чтобы не дать возможности немцам форсировать Дон. Приказ есть приказ. Вырыли окопы по полному профилю, сидим, ждем. Кругом степь. Жара. И вот пошел немец. Какое-то время мы держали оборону. Верите ли, траншеи доверху были завалены трупами – нашими и немецкими», — вспоминал С.Е. Данилов.

Между тем обстановка на правом фланге армии с каждым часом осложнялась. Наши части под непрерывными ударами противника отходили к Дону. К вечеру 26 июля в районе Нижне-Чирской сопротивление противнику оказывала лишь 66-я МСБр, но, опасаясь быть отрезанной от переправы, начала отводить батальоны на восточный берег Дона. С.Е. Данилов вспоминал о переправе: «Как я тогда выскочил из окопа, как успел перебежать по понтонному мосту на левый берег Дона – до сих пор удивляюсь…» К вечеру 26 июля переправа через Дон у Нижне-Чирской была разбита немецкой авиацией.

На правом берегу Дона оставались 214-я стрелковая дивизия и 154-я морская стрелковая бригада, где служил наш земляк Анатолий Михайлович Дорофеичев. Им была поставлена задача продолжать упорное сопротивление врагу и обеспечить прикрытие отходящих частей Красной армии. Оборонительные бои на правом берегу Дона они вели с 20 по 27 июля.

Исторических свидетельств о военных действиях той поры немного, но упоминания в литературе есть и о наших земляках. Пример тому — книга «Героическая шестьдесят четвертая», изданная в Волгограде в 1981 году. В ней немало строк посвящено Анатолию Дорофеичеву, именем которого названа одна из улиц нашего города:

«Бурлил и пенился батюшка-Дон. Враг с каждым часом наращивал силы, подбрасывал в район переправы пехоту, огневые средства, усиливал артиллерийский и минометный обстрел. Тем не менее воины делали свое дело. Два батальона моряков под командованием старшего лейтенанта А.М. Дорофеичева и капитана Т.Н. Близнюка заняли прочную оборону на западном берегу Дона — хорошо окопались, тактически грамотно разместили огневые средства и давали решительный отпор наседавшим подразделениям противника. Моряки, не занятые обороной переправы, под непрерывным обстрелом разбирали дощатые постройки и сооружали плоты, на которых затем переправляли на восточный берег материальную часть, машины, боеприпасы, лошадей и другое войсковое имущество...»

25 июля противник трижды атаковал позиции 1-го и 2-го батальонов бригады, но не смог добиться успеха. 26 и 27 июля 154-я МСБр выполняла приказ штаба 64-й армии не допустить форсирования реки противником и оказать помощь частям 214-й СД в переправе через Дон. В течение пяти суток морские пехотинцы при поддержке артиллерийских и минометных батарей отражали атаки превосходящих сил противника. 28 июля батальон моряков выдержал пять яростных атак. Командир, старший лейтенант А.М. Дорофеичев и батальонный комиссар П.М. Белявский все время находились среди бойцов, подбадривали их, воодушевляли личным примером. Последняя атака, предпринятая гитлеровцами уже в сумерках, была особенно жестокой. Лезли они с гиком «хох! хох!», заливая горячим свинцом позиции батальона.

«Ну-ка, друзья, покажем фрицам, где раки зимуют, — крикнул комиссар Белявский и первым ринулся на врага. Краснофлотец Фролов лег за пулемет. Под его прикрытием поднялась рота младшего лейтенанта Г. Лебедева. Сбросив армейские гимнастерки и надев бескозырки бойцы в тельняшках бросились на затаившихся гитлеровцев. «Полосатая смерть», как называли фрицы морских пехотинцев, катилась на них грозной лавиной. А потом закипела рукопашная. Удара в штыки фашисты не выдержали». (Героическая шестьдесят четвертая. — Волгоград, 1981. С. 43)

Всего в боях за переправы на Дону 154-я МСБр уничтожила до 3500 солдат и офицеров противника, две артиллерийские и три минометные батареи, 20 пулеметных точек. За боевые подвиги и отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками 393 человека личного состава бригады были награждены боевыми орденами и медалями. В их числе и старший лейтенант, командир 1-го батальона А.М. Дорофеичев. В наградном листе о представлении его к ордену Красного Знамени сказано:«За период боев с 25 по 31 июля 1942 года на Сталинградском фронте умело организовал оборону и уничтожал наступающего противника. За этот период боев батальоном отбито шесть атак противника, при этом уничтожено до 630 гитлеровских солдат и офицеров. Во время переправы бригады через Дон под командованием тов. Дорофеичева А.М. батальон занял оборону и отбил все атаки противника, тем самым обеспечил переправу бригады и частей 214 стрелковой дивизии. Старший лейтенант Дорофеичев достоин правительственной награды — ордена Красного Знамени».

С. КУДРЯШОВА

Продолжение в следующем номере

А.М. Дорофеичев
118