Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

08.07.2022 09:28 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

За Христа пострадавшие

Автор: Н. ФРОЛОВ

Свято-Казанский храм села Палашкино. 1960-е гг.

"Не стоит город без святого, а село — без праведника" — так искони говорили на Руси.

Справедливость этой народной мудрости в полной мере подтвердили трагические события 1930-х гг., когда в пору гонений на религию и массовых репрессий множество представителей духовенства и активно поддерживавших свои храмы прихожан были осуждены по надуманным обвинениям, были расстреляны или окончили свои дни узниками печально известного ГУЛАГа. Наглядный тому пример — страницы истории камешковского села Палашкино. В первой половине 1860-х гг. местные крестьяне на свои средства выстроили там каменный храм, который потом был значительно расширен. Однако всего лишь несколько десятилетий спустя число прихожан сократилось несколько раз, церковь была обложена непомерными налогами, а потом и вовсе закрыта. А некоторые из числа палашкинских пастырей и пасомых заплатили жизнью за свою приверженность православию..

В декабре 1902 года владимирский владыка Сергий (Спасский) назначил настоятелем церкви села Палашкино 30-летнего священника Владимира Михайловича Миртова, ранее служившего в селе Лунево Владимирского уезда. Он родился 14 июля 1872 года в городе Владимире. Его отец Михаил Егорович Миртов, сын причетника в селе Новобусино Юрьевского уезда, после окончания Владимирского духовного училища поступил на службу во Владимирскую духовную консисторию, где достиг должности казначея и чина коллежского советника (равного по "Табели о рангах..." армейскому полковнику). М. Е. Миртов избирался гласным (депутатом) Владимирской городской думы. Михаил Егорович скончался в марте 1916 года в 67-летнем возрасте в Москве, где находился на лечении в одной из больниц первопрестольной.

Его сын Владимир Миртов в 1894 году окончил Владимирскую духовную семинарию, после чего служил священником в селе Фомино Покровского уезда и с 1898 года — в селе Лунево Владимирского уезда, где в январе 1902-го был награжден набедренником. Оттуда 9 декабря 1902 года отца Владимира перевели в село Палашкино настоятелем церкви, где он вскоре стал также заведующим и законоучителем местной церковно-приходской школы. 28 марта 1907 году архиепископ Владимирский и Суздальский Николай (Налимов) наградил В.М. Миртова бархатной фиолетовой скуфьей.

Позже иерей Владимир Миртов тем же владыкой Николаем был переведен на должность священника в Усекновенскую церковь города Переславля-Залесского, где служил вплоть до 1934 года. Во время набиравших обороты репрессий в отношении духовенства отец Владимир перевелся на место священника в село Веска Переславского района тогда уже Ярославской области, однако там 18 октября 1937 года он был арестован сотрудниками НКВД и почти сразу же осужден: 27 октября тройка при УНКВД Ярославской области признала В. М. Миртова виновным в "контрреволюционных преступлениях" по печально известной 58-й статье УК РСФСР и приговорила его к высшей мере наказания — расстрелу. 29 октября 1937 года Владимир Миртов был расстрелян в Ярославле. 24 июля 1989 года его посмертно реабилитировали за отсутствием состава преступления.

Тогда же в 1937 году был репрессирован и младший брат иерея Владимира Миртова 53-летний Василий Михайлович Миртов, работавший учителем во Владимире. Его тоже осудили по надуманному обвинению и приговорили к 5 годам лишения свободы. В числе преемников иерея В.М. Миртова на посту настоятеля храма села Палашкино стал священник Александр Алексеевич Акципетров, выходец из старинной семьи духовенства Владимирской епархии.

Его отец Алексей Семенович Акципетров окончил Владимирскую духовную семинарию в 1860 году и с 1863-го священствовал в селе Глебово Муромского уезда, в 1874-1876 гг. был священником Никольской церкви при Шуйском тюремном замке и законоучителем приготовительного класса Шуйского духовного училища. Затем он продолжил служение в Юрьевском уезде, где в 1876-1892 гг. священствовал в селе Покров, а в 1892-1906 гг. — в селе Березники. В 1899 году иерей Алексей Акципетров был награжден орденом св. Анны III степени. 6 сентября 1906-го он вышел за штат, а 24 декабря того же года скончался в 76-летнем возрасте и был погребен во Владимире на Князь-Владимирском кладбище.

Его сын Александр Алексеевич Акципетров родился в 1870 году, в 1892 году окончил Владимирскую духовную семинарию, и после учительства в сельских школах в 1895-м архиепископом Сергием (Спасским) был рукоположен во священника в село Пестяки Гороховецкого района (ныне райцентр Ивановской области). В 1922-1923 гг. А. А. Акципетров упоминается, как священник церкви села Палашкино, причем как служитель культа значился "лишенцем" — то есть лишенным избирательных прав. К середине 1920-х гг. его в Палашкино уже не было. А в 1941 году престарелый священник был арестован сотрудниками НКВД и его дальнейшая судьба неизвестна.

Бывший член Совета Палашкинского православного религиозного общества 60-летний Александр Илларионович Кокувин, работавший в родном селе молотобойцем, 31 октября 1942 года тоже был арестован сотрудниками Ковровского райотдела НКВД, обвинен в «проведении антисоветской агитации против колхозного строительства, критику политики партии о Советской власти, восхваление жизни в дореволюционном строе» и осужден к восьми годам лишения свободы с конфискацией принадлежавшего ему имущества. Его дальнейшая судьба неизвестна. А 8 марта 1992 года Владимирская областная прокуратура признала А.И. Кокувина лицом, подвергшимся политическим репрессиям и подлежащим реабилитации — посмертной.

Свято-Казанский храм села Палашкино был закрыт по решению президиума Ивановского облисполкома 31 мая 1939 года и был передан Владимирскому райисполкому для использования в культурных целях. В качестве причин указывалось, что религиозная община, пользовавшаяся этой церковью, распалась и не вносит налоги. Договор с религиозной общиной на пользование указанной церкви был расторгнут. Храм был разорен и превращен в зернохранилище местного колхоза имени Ленина. Церковная ограда и сторожка были разобраны. На месте захоронения семьи Крашенниковых с южной стороны от храма построили сарай для сушки зерна. От вибрации при работе веялки надгробная чугунная плита разломилась, и веялка провалилась в могильный склеп, который был засыпан. Просушенное зерно свозилось к западному входу в храм со стороны колокольни и затем вручную ведрами заносилось в бывшую зимнюю часть храма. А в летнем приделе на месте одного из окон устроили пролом, через который зерно завозили внутрь на грузовиках.

Возрождение сельской святыни началось лишь в 2003 году. Сегодня храм села Палашкино, которому в нынешнем году исполняется 160 лет, восстанавливается после многолетнего разорения и длительного запустения. И там трепетно сохраняют память обо всех, причастных к истории села, а особенно чтут за Христа пострадавших...

95