Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

17.06.2022 08:45 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Творец герба с ковровскими зайцами

Автор: Н. ФРОЛОВ

Значительная часть нынешнего Камешковского района в течение более чем полутора веков входила в Ковровский уезд и район, пользуясь ковровским гербом со львом в красном поле и двумя зайцами в зеленом.

Творец герба с ковровскими зайцами

Копия портрета А.А. Волкова
Граф Р.И. Воронцов
Герб рода Волковых
П.Н. Берков
А.А. Волков.  Портрет К.Л. Христинека
Надгробная плита Александра Волкова на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге

По преданию, идею этого герба придумал первый владимирский наместник и генерал-губернатор граф Роман Илларионович Воронцов — состоятельный местный землевладелец, хорошо знавший особенности всех подчиненных ему городских поселений и любивший охотиться на зайцев в ковровских лесах. Непосредственным же автором владимирских гербов был герольдмейстер Департамента герольдии Правительствующего Сената действительный статский советник Александр Андреевич Волков. Данный факт хорошо известен, но длительное время не удавалось отыскать портрет этого примечательного для нашей истории человека. И лишь сравнительно недавно удалось найти, хотя и плохо сохранившееся, изображение человека, нарисовавшего первый ковровский герб, который 155 лет бывший геральдическим символом и для камешковцев.

Биография А. А. Волкова изучена почти досконально. Александр Волков родился в 1736 году и принадлежал к старинному дворянскому роду ярославского происхождения. Его прадед Алексей Авраамович и дед Андрей Алексеевич Волковы были убиты в сражении со шведами при Лесной в 1708 году во время Северной войны. Его отец Андрей Андреевич Волков-младший служил офицером в лейб-гвардии Семеновском полку, куда определил и сына. Будущий герольдмейстер состоял в списках этой привилегированной воинской части ровно 20 лет с 1745 по 1765 гг., пройдя длинный путь от капрала до полковника. Неоднократно Александр Волков выполнял функции дипкурьера, доставляя секретные пакеты российским послам в Варшаве, Вене, Аугсбурге и Париже.

После выхода в отставку с военной службы, гвардии полковник Волков занимал различные должности по гражданской части. Он боролся с расколом в Орле и Тамбове, служил чиновником Канцелярии строений государственных дорог, в течение пяти лет был директором Императорского фарфорового завода в Петербурге, а в 1778 году по воле императрицы стал герольдмейстером и составил множество гербов для городов и губерний России. Всего историки насчитывают около 400 гербов работы Волкова. В 1779 году Екатерина II произвела Волкова в чин действительного статского советника, равный генеральскому.

В 1781-м были утверждены гербы городов Владимирского наместничества, также составленные герольдмейстером Волковым. Согласно сохранившемуся преданию, элементы гербов владимирских городов Волкову подсказал наместник граф Роман Воронцов. Сохранилась многочисленная переписка герольдмейстера с наместниками и губернаторами по вопросу герботворчества. И хотя письма Воронцова Волкову пока не найдены, их длительные контакты однозначно имели место.

Занимая ответственные посты, Александр Андреевич был завзятым театралом, сам активно занимался литературным творчеством, переводил пьесы лучших французских авторов, в том числе Мольера, Леграна и Руссо, а также писал собственные комедии. Его переводные и авторские пьесы с успехом ставились в придворном театре Екатерины II.

Умер А. А. Волков сравнительно молодым в 1788 году в возрасте всего лишь 52-х лет после тяжелой болезни в Петербурге и был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. Его надгробная белокаменная плита чудом сохранилась до наших дней, и сегодня находится на так называемой Дорожке мастеров искусств лаврского некрополя.

Долгое время исследователи не могли отыскать портрет Александра Андреевича Волкова. Это удалось сделать лишь в 1930 году Павлу Наумовичу Беркову — ленинградскому литературоведу, библиографу, книговеду, источниковеду и историку литературы. «Коньком» этого ученого была российская литература XVIII столетия. Волков интересовал его в первую очередь как писатель и лишь во вторую — как герольдмейстер. Где удалось Беркову найти портрет Волкова — точно неизвестно. Черно-белая копия этого портрета, находившегося в весьма плохом состоянии, была опубликована в одном из научных сборников в Ленинграде в 1931 году. Однако при мизерном тираже этого сборника он остался почти неизвестным большинству специалистов, в том числе и владимирским историкам.

Вскоре Павел Берков во время сталинских репрессий был арестован как «враг народа». Год и два месяца он провел в печально знаменитых «Крестах» и спецтюрьме Управления госбезопасности Ленинградской области. Однако профессору Беркову повезло. Он оказался среди тех, кто вышел на свободу после «бериевской оттепели» в 1939-м.

В дальнейшем Павел Наумович продолжил научную работу, занимал видные посты и стал Членом-корреспондентом Академии Наук СССР. Но биографией Волкова он уже больше не занимался. П. Н. Берков скончался в 1969 году в 70-летнем возрасте и, по сути, унес в могилу тайну волковского портрета. До сих пор обнаружить оригинал так и не удалось. Не исключено, что это полотно погибло в блокадном Ленинграде в годы Великой Отечественной войны.

Тем не менее, хотя и далеко не лучшего качества, изображение автора герба уездного Коврова и других городов Владимирской губернии мы все-таки имеем. Возможно, художником, запечатлевшим Александра Волкова, был Карл Людвиг Христинек — немец, который родился и всю жизнь провел в России. Христинек руководил созданием подготовительного картона для мозаики «Полтавская битва» мастерской Михаила Ломоносова, а позже получил звание академика живописи. Почти всю жизнь он провел в Петербурге, где получил известность в качестве портретиста.

Установлено, что этот художник писал портреты семьи Волковых. В Ярославском художественном музее сохранился прекрасный портрет Алексея Андреевича Волкова, младшего брата герольдмейстера, друга Радищева и Державина, выполненный во второй половине 1760-х гг. (в музей он попал из собрания Михалковых — предков писателя и кинорежиссеров Михалковых). На нем Алексей Волков запечатлен в мундире офицера лейб-гвардии Семеновского полка (позже он служил рязанским, пермским и тобольским губернатором). Похоже, что его старший брат Александр Волков тоже был изображен в том же семеновском мундире и модном для своего времени парике. Во всяком случае, экспонат музея в Ярославле дает наглядное представление о том, как именно выглядел портрет, оригинал которого когда-то видел Павел Берков.

Возможно, подлинный портрет герольдмейстера Александра Андреевича Волкова еще будет найден. Но и теперь мы имеем возможность увидеть, пусть и словно сквозь туман веков, лик человека, благодаря которому Ковров и другие города бывшей Владимирской губернии имеют ныне столь привычные и дорогие их жителям гербы-символы.

57